Get the Flash Player to see this player.
Реклама и кризис
На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил председатель правления IMHO VI Арсен Ревазов В 2009 году рекламный рынок ждет пика кризиса. Кто-то прогнозирует массовое сокращение бюджетов, кто-то надеется на переток денег из наружной и печатной рекламы в интернет. Как скажется кризис на рекламе, интернет-рекламе и на самих интернет-проектах, сколько продлится кризис и чем кончится? На вопросы читателей "Ленты.Ру" ответил председатель правления агентства IMHO VI Арсен Ревазов.Это интервью — ваша интернет-реклама?
Нет. Это даже и не пиар. Я давал много интервью в своей жизни, но ни разу за деньги. Правда, и за интервью денег не брал)
Арсен, скажите, хуже или лучше для интернет-рекламы будет 2009 год? Почему все трясутся?
Трясет, вот и трясутся. Но, по–моему, не все. Мы, например, бодры и полны энергии. Я думаю, что 2009 год будет очень важным, решающим годом для российской интернет-рекламы. Кризис обнажит все противоречия, которые сложились на рынке за последние 5-7 лет, вскроет их и решит тем или иным образом, и это будет судный год, можно сказать – "чистилище". Я надеюсь, что мы все выйдем из этого кризисного года обновленными, с новыми силами, с новыми ресурсами, с окончательным пониманием рекламодателей, как именно работает интернет-реклама, для чего она нужна. Мы поймем, насколько бурный рост за последние годы связан с ее действительной мощью и влиянием на рынок, на продажи.
В наиболее выгодном положении окажутся самые яркие и самые заметные формы интернет-рекламы. Безусловно, контекстная реклама докажет свою силу и свою эффективность, и, естественно, медийная, баннерная реклама на правильных местах еще раз подтвердит, что она не зря занимает все большую долю в медиасплитах рекламодателей.
Недавно в Рунете открылось интернет-агентство видеорекламы Videonow (авторы говорят, что оно такое первое). Как вы считаете, перспективно ли вообще это направление?
Арсен, что вы думаете о видео-интерактивной рекламе в интернете. насколько она перспективна?
Мы делали очень большую ставку на видеорекламу в 2008 году, мы ставим на нее и в 2009 году. Видеореклама потрясающа по силе воздействия, видеореклама гораздо лучше запоминается, у видеорекламы заметно выше кликабельность. У нее есть один недостаток, присущий любому новому виду медиа - она пока в абсолютных цифрах недорога, средний бюджет – 10-15-20 тысяч долларов. Почему недостаток? Не всем рекламным агентствам интересно работать с такими небольшими бюджетами. Всегда проще взять 200 тысяч долларов, 300 тысяч долларов, раскидать их по двум, трем, пяти сайтам и сказать, что кампания проведена. Возиться с 10 тысячами долларов крупным рекламным агентствам пока лень. Это нормальная история, то же самое было и с интернетом – пока интернет был маленький, им было лень заниматься. Проще было заниматься прессой, телевидением, "наружкой". Видеорекламу ждет та же судьба: как только бюджеты подрастут, как только рекламодатели почувствуют эффективность видеорекламы – нет сомнения, она расцветет пышным цветом.
Арсен, как вы оцениваете перспективы выхода на рынок новых рекламных площадок в условиях кризиса? Будут ли рекламодатели и агентства экспериментировать с новыми площадками при равном трафике, ЦА и более низких ценах или будут размещаться только на известных и понятных площадках?
Имеет ли смысл начинать деятельность в сфере интернет рекламы в свете кризиса?
И до кризиса далеко не любая интернет-площадка, выходившая на рынок, гарантировала себе успех. И до кризиса было совершенно не очевидно, что какой-то проект необходимо создавать, и проекты, которые кончились ничем, на рынке известны, что не столько грустно, сколько естественно.
Ну а в кризисный год проект должен быть еще более интересным, еще более сильным и еще более мощным, чем в простое время, для того чтобы выйти на рынок и закрепиться, но это не значит, что выходить не надо. Надо просто очень трепетно, очень тонко относиться к тому, что именно ты предлагаешь, и быть уверенным в том, что это востребовано, круто, сильно и актуально.
Что вы, IMHO VI будете делать с площадками, которым вы обещали продать определенный объем рекламы?
Хватит ли у вас ресурсов, чтобы выплатить им штрафы в том случае, если ваши обязательства по продаже рекламы не будут выполнены полностью?
Мы с 2006 года никому ничего не обещаем. В наших отношениях с площадками нет обязательств и, соответственно, нет необходимости отвечать своими собственными деньгами по этим обязательствам. Все площадки получают от нас прогнозы. К сожалению, прогноз 2009 года является менее точным, потому что мы сами до конца не знаем, как сложится год. Если прогноз не выполняется, то комиссия IMHO VI может в некоторых случаях незначительно уменьшиться. Поэтому ни ресурсы, ни штрафы в 2009 году не актуальны.
У нас сегодня нет ни одной площадки с гарантийными обязательствами. Был такой один контракт в 2006 году, мы нарвались на огромные штрафы и заплатили их, без звука, не пикнув. Штрафы доходили до 2,5 миллионов при полном отсутствии комиссии, то есть общая сумма потерь составила около четырех миллионов долларов. Ресурс "Видео Интернешнл" выдержал, штрафы были уплачены, претензий к нам нет и быть не может. Но это был единичный случай, с тех пор ни одного контракта, в котором штрафные санкции существуют, мы не подписываем. Понижение комиссии - возможно, штрафные санкции исключены.
Скажите, что имел в виду Демьян Кудрявцев, глава "Коммерсанта", когда говорил о том, что надо боротся с суперкомиссиями агентств?
Это очень сложный вопрос, на который в двух словах не ответить. Я думаю, что это тема для дискуссии между площадками, которые, как заявил Демьян, не всем довольны в отношениях с агентствами, и,соответственно, агентствами, которыми недовольны площадки. Там, действительно, много накипело. Я надеюсь, мы организуем эту встречу в самое ближайшее время и проясним там все.
Мне кажется, что на рынке за последние 5-6 лет кроме позитива появился некоторый негатив, который заключался в том, что, с точки зрения довольно большого количества контентных площадок, не все деньги доходят до них, и они хотели бы получать большую долю денег, выходящих на рынок. Все просто и ясно. Причем интересно, что сам "Коммерсант" не находится в положении дефицита денег, у него как раз все отлично с продажами, он овербукирован, у него прекрасные финансовые показатели по этому году, и то, что Демьян за это взялся, говорит о том, что он болеет в большей степени за контентную индустрию в целом, чем лично за собственный проект.
Арсен, расскажите какие перспективы публикации Вашего второго романа-продолжения Одиночества-12?
Время, для этого нужно время. Я уже задним числом подсчитал, что на первый роман у меня ушло около 2000 часов работы, на все вместе: придумать, написать, отчитать, редактировать. Две тысячи часов работы за компьютером. Я сейчас пишу второй роман, трачу на него все свое свободное время, какое у меня есть, и несвободное тоже. Но вот когда накопятся эти 2000 часов работы, тогда появится второй роман.
Арсен, каков был средний CTR по больнице в 2007, 2008 гг.? Какой прогноз вы дадите на 2009-й?
Я могу назвать дисперсию, после чего станет очевидно, что вопрос о среднем практически теряет свою актуальность. Дисперсия выглядит так: от 30 копеек до 300 рублей, что означает 1000 раз. Три порядка. Интересно ли среднее при такой дисперсии? По-моему, нет. Я говорю про контекстную рекламу, про рекламу, которая продается самым честным образом с помощью аукциона.
С баннерной рекламой разброс будет похож. Поэтому можно говорить о среднем CPM на той или иной площадке, на том или ином месте, можно говорить о среднем СТR, соответственно, на этом месте, но все-таки говорить совсем абстрактно по больнице не получается, слишком большая дисперсия. Было бы там от 3 рублей до хотя бы 100 рублей, можно было бы говорить о среднем, но когда мы говорим от 30 копеек до 300 рублей – ну какое тут среднее?
Будет ли ИМХО ВИ развивать как-то свой бизнес и давать какой-то сервис агентствам и клиентам, чтобы побуждать их приносить в ИМХО бюджеты более цивилизованными и конкурентыми способами, кроме давления телевизионными сделками Видео Интернейшенел?
Я думаю, что Стелле надо приехать к нам в гости и посмотреть, какие именно виды сервиса мы оказываем агентствам. Она должна посмотреть на нашу считалку, она должна посмотреть на наш ВИНТ — система онлайного букирования и размещения рекламы, она должна посмотреть на то, как бесперебойно работает довольно сложный механизм размещения баннеров. У нас завод. Настоящий и очень высокотехнологичный. Системы, подобные нашей, просто отсутствуют на рынке не только в России, но, подозреваю, что и в Европе. Агентства в IMHO VI получают сервис на высшем уровне. Расчет цен на год для клиента на 28 площадках со всеми видами скидок, наценок и сезонных коэффициентов осуществляется за несколько минут. Букирование — в несколько кликов. Счета-фактуры распечатываются за один клик, сверки (самая трудоемкая история в онлайновой рекламе) проводятся в течение двух-трех минут.
Я думаю, что на сервис IMHO VI ни одно агентство пожаловаться не может и не должно. А что касается финансовых условий, IMHO VI делает все, чтобы максимально эффективно продавать площадки, и делает что может, чтобы эти площадки были востребованы клиентами. Агентства должны зарабатывать на этом какие-то деньги, но IMHO VI не будет коррумпировать агентства с целью привлечения бюджетов клиентов на свои сайты, никогда этим не занималось и заниматься не планирует. У нас лучший пул площадок в Рунете, если агентствам нужны праймовые места на праймовых площадках в сочетании с отличным сервисом — это к нам. Если им нужны дополнительные заработки — это не к нам. Что до телевизионных сделок, то очевидно, что "Видео Интернешнл" продает не только ТВ или интернет, но и радио, и прессу, и индор. Это такой большой медийный супермаркет. Покупая в нем несколько товаров, ты естественным образом получаешь дополнительные скидки. Покупая один товар — получаешь скидку меньше. Что в модели супермаркета, который каждый из нас посещает по нескольку раз в неделю, нецивилизованного?!
Арсен, скажите, Вы не опасаетесь получить претензию за монополизацию рынка и неконкурентные методы борьбы?
Нет. У нас и намека на монополизацию рынка нет, мы абсолютно этого не опасаемся. А что касается неконкурентных методов борьбы – я не очень понимаю, что означает выражение "неконкурентные методы борьбы". Мы конкурируем с кем-то, все конкурируют с кем-то. Вопрос в том, законна ли наша конкуренция? Она, конечно, законна и нормальна. Мне не ясно, что такое неконкурентые методы борьбы. А какие методы конкурентны? Не понимаю до конца вопрос.
Может быть в условиях кризиса крупные бренды и торговые марки (да и не только крупные) наконец поймут, что лучше платить реальные деньги реальному исполнителю, нежели бешенные деньги за аренду помещений и понты рекламных агентств?
Это вопрос о роли посредников в нашем непростом мире. Все время происходит флуктуация колебаний клиентских подходов от того, что надо размещаться напрямую, забив на всех посредников, и до того, что без квалифицированных и компетентных консультантов в сложных вопросах не обойтись. Я думаю, что этот год ничем не будет отличаться от предыдущих. Все время клиенты будут выбирать между попытками размещения напрямую подешевле и опорой на надежных консультантов, какими и должны являться достойные рекламные агентства.
Каково Ваше мнение отностельно перспективы различных форм рекламы в Интернете (баннеров и др.)вообще и в период кризиса?
Могли бы вы сравнить ваши цифры падения рынка рекламы по видам (телевизионная, радийная, наружная и т.д.)в соотношении с цифрами АКАР (на/в 2009 г.)
В.Б.г.Киев
Нет, не мог бы. АКАР на 2009 год цифры, уточненные кризисом, не давал. И мы сами не можем пока ничего сравнить. Поэтому любые слова на эту тему будут являться спекуляциями. Рынок интернет-рекламы может упасть на 30-40 процентов, а может подняться на 5-10 процентов. При таком разбросе говорить о прогнозах достаточно бессмысленно.
Арсен, заранее извиняюсь за возможно излишнюю остроту, но...
1.Как вы оцениваете уходящий год на медийном рынке? Нормальным ли вы считали ситуацию с продажей "порнотрафика" многими площадками в начале и середине года (сейчас это сошло на нет)? Был ли рынок перегрет?
2.Планируете ли вы что-либо менять в моделях продаж в 2009 году? Переходить к аудиторному или какому-либо иному методу, кроме пакетного?
Есть ли шансы НЕ увидеть в 2009-10 году "пакетных сделок"? По мнению очень многих, кто не в "эксклюзиве" - это портит сильно рынок. Если по простому - интернет продаётся как какая-то фигня в подарок, а не как отдельный медиаканал с оценкой эффективности и прочим пирогами.
Исключения есть, но они подтверждают правило.
Что вы посоветуете делать в 2009 году площадкам, которые хотят зарабатывать на медийке (не из эксклюзивного пула)?
3. Планируются ли какие-либо мероприятия направленые на "перекачку" денег из прессы и наружки в "самый эффективный и измеряемый" медианоситель? Судя по многим вопросам например здесь уровень эрудиции в интернет рекламе у очень многих менеджеров ещё крайне низок? Планируются ли действия по исправлению ситуации (причём реальные и оперативные, пока до весны не распределись окончательно бюджеты)?
1. Я могу говорить на эту тему много и долго. Базовая моя позиция такова: не только порнотрафик, но и сомнительный трафик, полупорнотрафик, просто трафик, в котором есть вещи, недостойные больших брендов, необходимо исключить из продажи, чем скорее, тем лучше.
Очень часто этот трафик получается благодаря разным хитрым и не очень хитрым, "белым" и "серым" приемам. Не секрет, что некоторые площадки используют баннеры-обманки (типа "Пугачева родила двойню" или "Маньяк загрыз белку в Битцевском лесу") для того, чтобы увеличить свой трафик. А некоторые площадки, у которых этот трафик есть, размещают подобного рода баннеры для того, чтобы поделиться своим трафиком и получить за это деньги.
Это совершенно недостойная история - когда висит баннер крупного рекламодателя Ford, Nokia или Procter&Gamble, а в ста пикселях от них висят подобного рода баннеры. Это очень нехорошо, это дискредитирует интернет-рекламу в целом, это заставляет бренды ежиться, когда они видят самих себя в такой довольно странной компании, и мы делаем все, чтобы убедить площадки не заниматься подобного рода нагоном трафика. Мы считаем, что очень важным моментом является то, в каком контенте размещается реклама, это, наверное, самое важное, что есть в интернет-рекламе (то же самое, что есть в прессе – контент окружения рекламы).
Это же относится и к "наружке": очевидно, что можно купить щит 6 на 3 и на заборе, и на это есть спрос: афиши, анонсы мероприятий, некоторые совсем недорогие бренды рекламируются и на заборах, но на соседнем щите 6 на 3 эта реклама стоит в 4-5 раз дороже. Вопрос: "Аудитория та же. Почему так?". Да потому что контент, то, что окружает рекламу, принципиально важен для рекламодателя.
То же самое относится и к прессе. Существует бесконечное количество газет и журналов, в которых никогда не будет достойных рекламодателей. Я не хочу говорить про русских, чтобы никого не обижать, но есть Daily Mirror. Открывая Daily Mirror, ты никогда не увидишь там рекламу ни одного бренда. Какие-то classifieds, какие-то региональные рекламы, какие-то бренды, которые даже не бренды, а компании, которые даже не претендуют на брендовость, вполне могут размещаться и в Daily Mirror сумасшедшими тиражами, но там никогда не встретишь никого достойного. Рекламодатели наконец должны понять, что реклама, которую они размещают, должна быть не в абстрактном интернете, а на сайте, на котором контент качественный и достойный их самих.
2. Нет, мы не собираемся глобально менять модель продаж, мы собираемся корректировать модель продаж с учетом реалий кризиса. Пакетные сделки, которые доказали свою привлекательность для рекламодателей, пакетные скидки выгодны и площадкам, и журналам, и радиостанциям, и телеканалам – они в той или иной форме останутся. Вопрос только в их форме: это будут скорее не годовые пакеты, а помесячные или поквартальные флайты. Я хочу сказать, что пакетные сделки совсем не означают дополнительные скидки за рекламу на телевидении, за рекламу в интернете или, наоборот, дополнительные скидки в интернете за рекламу на телевидении. Глупо даже не столько говорить, что интернет идет нагрузкой к ТВ (потому что это дискредитирует онлайновую рекламу), глупо даже думать так, потому что это — неправда.
Яндекс идет нагрузкой? "Коммерсант"? "Газета.ру"? Rambler? "Афиша.Ру"? ICQ? "Лента.Ру"? "Эксперт"? ЖЖ? Auto.Ru? Woman Journal? Это же топовые площадки в самых востребованных категориях. У нас 96 процентов покрытие всей аудитории Рунета, причем не в баннерных сетях, не на сайтах с сомнительным или закрытым контентом, а на праймовых позициях площадок–лидеров. Какая там нагрузка? Смешно! Все очень просто: ты приходишь в супермаркет, в место, в котором совершенно разумно и естественно купить все товары, потому что они там дешевле, площадь уже оплачена, продавцы оплачены, мерчендайзинг есть. Выгоднее разумнее и удобнее покупать несколько видов видов медиа в одном месте. Это не перераспределение бюджетов – это просто один большой супермаркет, где продаются товары высшей категории. И в нашем супермаркете представлены не только ТВ и интернет, но и радио, и пресса, и индор (реклама на плазменных панелях).
Как я уже ответил, интернет не продается в придачу к телевизору или другим видам медиа. Мы отлично понимаем, кому выгодно это так позиционировать. Мы понимаем, кому именно мы мешаем. Покупая у нас, ты покупаешь все по–белому. Без серых схем. У нас, к сожалению для некоторых, все прозрачно и чисто.
А ваш вопрос можно перевести на то, как быть тем площадкам, которые не попали в супермаркет? Попасть в этот супермаркет или в другой, у нас, слава Богу, есть достойные конкуренты. Наконец, можно объединиться и открыть еще один супермаркет. Естественно, продаваться всем вместе легче и веселее, чем каждому в отдельности. На рынке 300–400 только крупных рекламодателей. Ни одна площадка широкого профиля не способна сама выстроить плодотворные отношения с таким количеством клиентов. А нишевые площадки, у которых круг клиентов ограничен одним–двумя десятками, вполне могут продаваться и сами.
Что касается медийных аспектов продажи интернета, интернет по духу своему ближе всего к прессе, а не к ТВ. Во–первых, пресса и интернет — это в первую очередь текстовые медиа. Во–вторых, имиджевая составляющая площадки как и в прессе имеет первостепенное значение. Поэтому одними рейтингами, одними расчетами показов и среднего CPM тут сыт не будешь.
Oчень важна имиджевая составляющая контента, в котором размещается реклама. Именно поэтому мы рекомендуем всем площадкам прежде всего беспокоиться о контенте, а не о трафике. Контент должен быть достойным. Тогда и трафик появится, и клиенты придут.
3. Вопрос длинный и сложный. По первой части: нет, конечно, ничего никто не собирается перекачивать. Вообще, интернет-рекламный рынок, да и любой другой рекламный рынок – это не рынок, управляемый какими-то командами, нефтяной-то рынок командами не управляется, чего уж говорить про рекламный, где количество людей, принимающих решения, измеряется десятками тысяч. Как можно этими людьми управлять? Это совершенно невозможно, поэтому никаких мероприятий по перекачке денег из прессы и радио мы не планируем и не собираемся планировать.
По второй части вопроса: действительно, зачастую клиенты до сих пор не полностью компетентны в вопросах интернет–планирования, тем более, что стандарты планирования до сих пор еще не стали стандартами в их глазах – это действительно проблема, и мы ведем активную просветительскую работу с клиентами, мы поддерживаем все сайты, которые об этом пишут и говорят, мы проводим конференции, только что был Brand Online, например.
Мы делаем все, чтобы просветить клиентов в области интернет-рекламы, потому что средний уровень понимания того, как работает интернет-реклама, у рекламодателей еще гораздо ниже, чем понимание их же самих о том, как работает пресса, наружка, телевизор и радио.
Йа старый интернетчег и застал прошлый кризис. Тагда мну очен нравилис нестандартныйе баниры типа пионер с трубой хадил черес весь икран а иногда ищо литал самалет. Патом фсе прапало и баниры стале скучныйе. Я хачу штобе фсе вернулос. Эта можна?
Когда рекламщики прекратят вешать эти дурацкие всплывающие баннеры, которые закрывают весь экран и не дают нормально читать?
Да. На определенных сайтах пионер может пробежаться и сейчас. Вопрос в том, что, возможно, некоторые виды rich media, более агрессивные чем сейчас, появятся и на ведущих площадках, в любом случае, делать это надо очень осторожно, чтобы тех пользователей, которым эта штука не понравится – не раздражать и не заставлять их уходить с площадки, то есть все должно иметь свою меру.
Например, был прекрасный баннер DHL - давно, в 2001 году, было куплено два баннера на "Ленте.ру", верхний и "небоскреб", и забивался гол в ворота, мяч перелетал с одного баннера на другой. Слоган был, по-моему, "Точно в срок". Прекрасный баннер, никого не раздражал, было очень красиво.
Ну а история с окнами, которые всплывают и не закрываются - она всех бесит, мы этого не используем сами и не рекомендуем другим. Пионер с трубой, пробежавший один раз – это прекрасно, а просто висящая бомба, которую невозможно закрыть и которая бесит – зачем?
Как вы считаете, повлияет ли кризис на ситуацию на региональные сайты?
Какова судьба региональных интернет-порталов как рекламных площадок в ближайшие 5 лет? Как вы считаете, предпочтение лучше отдавать федеральным порталам или все-таки размещаться на региональных площадках?...
/Республика Коми/ Арсен, скажите, как вы считаете, есть ли шанс у региональных startup'ов засветиться в период кризиса? Как вы относитесь вообще к региональным Интернет-площадкам, соответствуют ли они определенному уровню и могут ли быть замечены для проведения федеральных рекламных компаний? Что нужно, по вашему мнению, чтобы создать удачную региональную интернет-площадку? Спасибо.
Добый день, Арсен!
А как Вы оцениваете перспективы Интернет-ресурсов в регионах в 2009-10 гг? У нас в Краснодарском крае, например, Интернет-реклама стоит на последнем месте в рейтингах!
Я думаю, что если бы региональные площадки могли бы объединиться под чьими-то знаменами (может быть, в какую-то специальную сеть или под каким-то другим "зонтиком"), то рекламодатели были бы крайне заинтересованы в этом. Каждая региональная площадка сама по себе может претендовать только на местный локальный бюджет. В ту секунду, когда появится некая объединяющая их сила, они вполне могут рассчитывать и на федеральный бюджет.
Здравствуйте,
подскажите когда Вы планируете активно выходть на региональный рынок?
Мы думали активно выходить на региональный рынок в четвертом квартале 2008 года. Естественно, сейчас у нас есть некоторый пересмотр нашей тактики и нашей стратегии. Я надеюсь, что второй квартал 2009 года как раз будет тем временем, когда мы попробуем что-то придумать с региональными площадками. Благо в "Видео Интернешнл" есть очень сильное подразделение "Трэнд", занимающееся региональным телевидением, и мы надеемся, что в партнерстве с ними мы что-нибудь придумаем.
Добрый день, Арсен!
Установлен ли на броузере вашего личного компьютера flashblock?
Арсен, как, по Вашему мнению, лучше всего бороться с порнобаннерами, как бы "прилипающими" к браузеру (в основном к IE)?. Вариант "смена браузера" не предлагать
Нет. У меня браузер Safari и браузер Mozilla, там ничего специального не установлено, все по дефолту. Я просто стараюсь не заходить на те сайты, на которых появляются раздражающие меня рекламные форматы. Дело не в технологиях защиты. Мне кажется, что если ходить на приличные сайты, то там ничего этого не будет, а если ходить на сайты не очень приличные, то тебе могут сразу по 50 окон открыться и тут уж – знаешь куда пришел – сам виноват.
Как вы считаете - вероятен ли отток бюджетов из старых СМИ в новые, т.е. в Интернет? Означает ли текущий кризис смещение внимания потребительской аудитории в сторону информации из Сети?
В интернете с каждым годом все больше и больше людей, а люди, пришедшие несколько лет назад, все активнее и активнее пользуются интернетом. Поэтому некое перетекание рекламных бюджетов вслед за мигрирующей аудиторией вполне естественно. Каково будет влияние кризиса? Сейчас люди говорят разное: кто-то говорит, что интернет-рекламы будет только больше, что люди сократят рекламу в прессе, на радио, может быть даже в "наружке", а освободившиеся, пускай и в меньшем количестве, деньги понесут в интернет. Кто-то говорит, что сокращениям подвергнутся все виды медиа, в том числе и интернет-реклама.
Но, я хочу сказать, вне зависимости от того, будет ли небольшое сокращение или же будет небольшой рост, мы, скорее всего, увидим в значительной степени перенаправление рекламных потоков и внутри самого интернета. Рекламодатели в 2009 году понесут деньги не в абстрактный интернет, как это происходило часто в последние годы, а на конкретные сайты.
В 2009-м увеличится объем интернет-рекламы и бюджетов на раскрутку сайтов в поисковых системах РУнета?
Поисковые системы Рунета будут по-прежнему крайне востребованными, и, разумеется, внимание к ним будет, как и всегда, высокое. Что касается раскрутки сайтов – это зависит от того, сколько новых проектов будет появляться. Увы, инвестиционная активность на рынке замедлилась. Думаю, что число новых проектов, которые появятся в 2009 году, будет меньше, чем было в 2008. Это связано с ограничением инвестиционной активности. С другой стороны, я уже слышал про две или три истории, когда именно сейчас инвесторы, будучи в шоке от того, что происходит с акциями на бирже, готовы вкладывать деньги (не все, но заметную часть) в интернет, как в более реальный бизнес, чем бизнес компаний, котирующихся на ММВБ и РТС. Особенно компаний второго эшелона. Если "Лукойл", "Норникель" и Сбербанк еще ведут себя более-менее предсказуемо, то со вторым эшелоном просто катастрофа. И вложения в интернет-проекты сейчас могут оказаться гораздо более интересными и выгодными, чем, например, скупка акций второго эшелона на бирже.
Насколько в условиях кризиса будут востребованы услуги рекламщиков и пиарщиков?
Скажите, каков процент российских интернет сайтов, которые продают рекламу самостоятельно и которые пользуются услугами специальных агентств?
В условиях кризиса услуги профессиональных рекламщиков будут еще более востребованы, чем в прошлом году, потому что в течение последних нескольких лет клиенты были, что говорить, несколько расслаблены. Профессиональные пиарщики, профессиональные рекламщики заработают в следующем году больше. Непрофессиональные рекламщики, прикрывающиеся красивыми цифрами, отчетами, сводками, распределяющие бюджеты с выгодой для себя, а не с выгодой для клиента, естественно, в следующем году заработают меньше, потому что клиенты станут внимательнее.
Арсен, правда ли, что у крупнейших рекламных агентств практически нет заказов на 2009 год?
Арсен, скажите как вы считаете, на сколько сократятся бюджеты рекламадателей и в какую сторону будет перевес перераспределения средств по рекламным носитилям и медиаресурсам. Какие формы рекламы и медиа носители окажутся в самом затруднительном положении?
Нет сформированного размера бюджетов – но это не значит, что нет заказов. Планирование с сентября по декабрь приостановилось, мы отброшены на 3 месяца назад. Но это ни в коем случае не означает отсутствие бюджетов. Фактически, первый квартал 2009 будет выполнять функцию четвертого квартала 2008. Именно тогда будут планироваться бюджеты и, соответственно, заказы.
Подскажите, пожалуйста, каким образом в условиях кризиса проводить эффективную рекламную компанию? Так чтобы она приносила и заказы, и на имидж положительно играла. Какие методы при этом лучше всего использовать? Рекламный бюджет очень маленький. Как собственными силами решить эту задачу?
При планировании любой кампании надо использовать, прежде всего, здравый смысл. Ты должен прикинуть, на какие площадки приблизительно ходит твоя целевая аудитория. Это надо просто почувствовать. Можно и даже, наверное, нужно обратиться к TNS Gallup, если кампания большая и нужен охват. Дальше нужно понять, соответствует ли бренд площадки бренду кампании. Если он соответствует, то надо смотреть на цену, если соответствует и цена, значит, эту площадку можно брать. В общем, все планирование рекламной кампании должно основываться на здравом смысле, это самое главное.
1.Инвестируете ли вы в собственные контент-проекты?
2.Какой, на ваш взгляд, минимальный уровень инвестиций для создания площадки "с нуля" при наличии качественной и интересной концепции, чтобы она стала интересной не только посетителям, но и вашему медиа-отделу?
3. Что нужно, по вашему мнению, чтобы создать удачную региональную интернет-площадку?
1. В контент-проекты мы не инвестируем и никогда не будем, потому что это подорвет нашу сущность селлеров. Как только мы сделаем какое-нибудь издание сами, которое можем теоретически накачать деньгами (а на самом деле не можем), то это вызовет раздражение у наших партнеров-площадок.
2. Сколько надо вложить в новый ресурс, для того, чтобы он стал интересен не только посетителям, но и вашему медиа-отделу?
В деньгах это не измеряется. Потому что можно раскрутить ресурс без копейки вложений или с минимальными вложениями. Самый заметный пример – это как раз "Лента.Ру", которая никогда особенно деньги на промоушен не тратила. Нужен качественный продукт. И чем он лучше — тем дешевле раскрутка. Когда ресурс интересен рекламодателю: для нишевого ресурса нужна недельная аудитория в 50 тысяч, для портала речь может идти уже о миллионах.
3. Нужно четкое понимание интернет–специфики региона: каких именно интернет-сервисов в этом регионе не хватает (погоды, телепрограммы, афиши или еще чего-то). Чем принципиально регион отличается от Москвы? В общем, ничем, но просто в регионах своя культурная жизнь: концертная и киноафиша, своя телепрограмма, своя погода, свои региональные новости, свои региональные комьюнити: форумы, знакомства, чаты и так далее. Как только ты начнешь обеспечивать сервисами именно свое региональное комьюнити - становишься интересным своему региону. Ведь совершенно очевидно, что если человек знакомится на каком-то федеральном сайте, где 99 процентов людей просто не из его региона, конечно, он наверняка с удовольствием пойдет на чаты региональные, это вполне естественно. Специфика региональности заключается именно в этом.
Арсен, Привет,
Скажи, есть ли у тебя новые планы помимо интернет деятиельности, может быть время начинать новый Проект?
У меня всегда есть планы. Я все время думаю, что сделать еще и делаю что-то еще. На сегодняшний день, в кризис, у нас запускается новый революционный продукт, важный для нас и, надеюсь, для рынка. Боюсь, сейчас мое сердце принадлежит этому продукту, и поэтому пока, до марта месяца, я с остальными проектами повременю.
Арсен, почему было сменено руководство Индекс 20?
Дело в том, что оно не было сменено. Директор "Индекс20" поработал свои полтора года и сказал, что он хотел бы расти и дальше, развиваться, заниматься другими видами рекламы, вот, собственно, и все. Мы, как акционеры, довольны работой "Индекса20" в 2008 году: объемы продаж выросли почти вдвое, не смотря на очень тяжелый четвертый квартал.
1. Когда будет введена строгая цензура на рекламу? Порою встречается реклама с нецензурным содержанием, кстати даже на некоторых популярных сайтах.
Скажите, а можно ли в будущем отказаться от порнобаннеров и прочих подобных рекламных штучек? А то какие-то заметки из уважаемых, в общем-то, интернет-СМИ даже детям показать нельзя - стыдно.
Арсен ! Я ,конечно, очень извиняюсь за мой вопрос
Но почему на многих даже приличных сайтах может вдруг появиться реклама насчет " Увеличения полового члена" да еще и с гадкой картинкой.
Что так уж много платят эти " увеличители" за такую рекламу ?!
У меня дочь школьница 12 лет в интернете сидит !!
На приличных сайтах реклама с нецензурным содержанием не встречается. Цензуру должны вводить сами площадки, и они ее активно вводят. С точки зрения цензуры, одной из самых строгих площадок является Яндекс. Далеко не каждый баннер, и рекламодатели это хорошо знают, Яндексом будет принят, даже если баннер, например, просто раздражает пользователя тем, что он мигает – он будет отклонен Яндексом, я уж не говорю про подозрительные тексты и слова. Любой баннер, который содержит неконтекстный текст (то есть текст, который не имеет прямого отношения к содержимому сайта), тоже может быть отклонен и так далее. Цензура вводится. Не ходите на те площадки, которые вас обижают, на которых есть мат, порнография, полупорнография и тому подобное. Просто не ходите туда. Интернет огромен – нельзя все запретить. У каждого человека должен быть свой вкус. Пришел – не понравилось, не ходи больше сюда никогда и все.
Здравствуйте!
Скажите, пожалуйста, насколько цивилизованно строится в России рекламный бизнес и чем он, например, отличается от рекламы Запада?
Порой смотришь и думаешь, насколько реклама тупо поставлена, снята.
Насколько сильно рекламу затронет, так называемый, кризис, неважно какой: финансовый или экономический?
Спасибо!!!
Вообще Россия отличается чем-то от Запада. А чем-то на Запад похожа. Чем отличается: часто уровнем коррупции, уровнем компетенции, уровнем личных пристрастий и антипатий. Естественно, русский рынок интернет-рекламы, который к тому же еще очень молод, имеет все эти специфические недостатки, но основные тенденции у нас с Западом общие. Я надеюсь, что все эти неприятности являются действительно временными, и они легко преодолимы. Учитывая, что рынок телевидения, прессы, наружки и радио в России такой, что Западе ему может позавидовать, скоро то же самое произойдет и с рынком интернет-рекламы, я в этом нисколько не сомневаюсь.
Здравствуйте, Арсен.
В ленточной вводке к Вашему интервью все самые главные вопросы уже заданы. Что будет и чем кончится. Проще говоря, лопнет ли очередной пузырь рунета или отрасль отделается легким испугом?
Отрасль отделается легким испугом, потому что она, в массе своей, не пузырь.
как вы относитесь к блекСЕО, а также дорвеям?
Очень просто. Черный SEO представляет очень серьезную угрозу для самих рекламодателей, сайт может быть исключен из поисковых систем. Ты раскручиваешь сайт, делаешь из него свою торговую марку, Яндекс c Google решают, что это сайт достиг своих показателей с помощью "черных" методов, и просто исключают его из индексов. В результате чего пользователи его не видят. Вообще никак. А смысл?
Я бы и к "серой" оптимизации относился с большой осторожностью, просто это очень опасно – ты вложил деньги, чтобы что? Чтобы тебя взяли и забанили? Тебя забанили, тебя не ищет больше ни одна поисковая система, потому что ты вел себя по отношению к ним некорректно, а что ты предъявишь людям, которые тебе делали эту оптимизацию: "Мальчики, что же вы со мной такое сделали? Вы убили мой сайт". А они скажут: "Ну, извините",- и уйдут. А потери сумасшедшие, потому что доменное имя, бренд – все это будет просто похоронено. Поэтому я бежал бы как от огня от "черной" оптимизации и очень осторожно относился бы к "серой" оптимизации.
Что касается дорвеев... Дорвей – это механизм для "серой" и "черной" оптимизации, соответственно, я отношусь к ним негативно. Дорвей – это обман, баннер "Белка загрызла маньяка в Битцевском лесу" - это обман. Это все обманы, не разводящие пользователя на бешеные деньги, не заставляющие его тратить даже 1000 рублей – нет, это мелкий обман. Но все равно обман. Сумма мелких обманов в конце концов может считаться крупным. Равным образом я отношусь и к спаму. Тут обманом полученная база e-mail-ов. Я отношусь к спаму плохо. Надеюсь, я не оригинален.
Арсен, здравствуйте!
Когда свет увидит, ну уж если не продолжение Одиночества-12, то новый ваш шедевр, как минимум! А интернет...хм...куда он денется)
Ох, не знаю. Но я делаю все, что в моих силах) Интернет никуда не денется, согласен.
C инетом все понятно-он выживет!
а что будет с рынком наружных светодиодных экранов? стоит ли развивать сеть?пасиба
Почему нет? Конечно развивать! Они же эффективней обычной наружки, значит, надо развивать. Хотя там инвестиции — будь здоров! Может,сейчас с ними и не просто. Все равно, желаю успеха!
1. Как ты можешь прокомментировать первые сколько-то там месяцев активности проекта Блондинка?
2. Арсен, когда ты кончишь заниматься ерундой и допишешь второй роман? Мы все ждем и желаем тебе успеха!
1. Пишется, точнее переписывается и дописывается интерфейс, тестируются все механизмы подряд, подключаются платежные системы. Я надеюсь, что выход "Блондинки" на рынок станет по–настоящему сенсацией. Да еще и в кризисный год! Ну а пока — много работы.
2. Ага. Спасибо! Может в 2009, если Бог даст?
Арсен, сейчас многие рекламные агентства Москвы, что называется, "сосут лапу". Продажи упали, издержки остались. А что происходит в Европе и регионах РФ? Является ли эффективным инструментом в ситуации кризиса существенное снижение цен? И насколько существенное оно должно быть? Интересует в первую очередь рынок BTL.
Да везде все одно и тоже. BTL, конечно, накрыло серьезней, чем остальных. А что значит - снижать цену? На собственные услуги? Можно и нужно, лишь бы следить за рентабельностью и, с одной стороны, в минус не уйти, а с другой - не поступиться качеством. Потому что снижение цены за которым идет снижение качества — это плохая история.
Здравствуйте!
Как и где будете отмечать Новый год? Повлиял ли мировой финансовый кризис на Ваши планы?
спасибо.
Я еще не знаю, где я буду на Новый год. Возможно, это и влияние кризиса — нет времени подумать о главном :).
Business Public Relations является смежной с маркетингом и рекламой отраслью. Не ставя в качестве первоочередной задачу увеличения продаж, PR успешно работает на долговременное повышение лояльности потребителей и традиционно использует небольшие (относительно маркетинга и рекламы) бюджеты.
Арсен, как Вы считаете, можно ли прогнозировать корректировку стратегий компаний в сторону повышения роли связей с общественностью по сравнению с традиционной рекламой в условиях кризиса?
Трудно сказать. Думаю, что глобальный тренд говорить в этом смысле неправильно, а вот в каждом конкретном случае взаимодействие клиента и активного умного агентства может привести к росту бюджета и на PR.