20 мая во время крушения вертолета умер президент Ирана Эбрахим Раиси. На борту воздушного судна, помимо иранского лидера, также находились министр иностранных дел страны Хосейн Амир Абдоллахиан, губернатор провинции Восточный Азербайджан Малек Рахмати и пятничный имам города Тебриз Мохаммад Али Але Хашем. Новость об авиакатастрофе попала на первые полосы ведущих международных СМИ. Журналисты и эксперты рассказывают, каким был президент Ирана и что ждет страну после его смерти.
The Guardian
Британское издание The Guardian назвало Раиси «жестким лидером» и протеже верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи. Журналисты газеты со ссылкой на аналитиков написали, что Раиси мог заменить Хаменеи на посту верховного лидера.
Издание также обратило внимание на тот факт, что верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи, обладающий высшей властью в стране, выступил перед согражданами, «не имея официальной информации о том, жив президент или мертв». В статье приводятся слова Хаменеи, в которых он обращался к народу с обещанием, что «никаких сбоев в работе государства не произойдет».
СNBC
Американский телеканал СNBC опубликовал комментарий сотрудника Женевского центра по вопросам политики в области безопасности Али Ахмади. «Последствия этого [смерти президента Ирана] будут довольно сдержанными», — сказал аналитик в интервью каналу.
По словам эксперта, президент Ирана Эбрахим Раиси был «довольно незначительной фигурой в решении вопросов национальной безопасности». Ахмади отметил, что внешняя политика Ирана в основном регулировалась канцелярией верховного лидера и иранскими военными. «Внешняя политика Ирана вряд ли изменится», — заключил аналитик.
Журналисты канала также назвали Раиси «жестким, консервативным политиком». «Устоявшийся политический тяжеловес, он считался претендентом на смену верховного лидера аятоллы Хаменеи», — высказались об иранском лидере обозреватели.
Al Jazeera
Катарский телеканал Al Jazeera опубликовал материал, в котором охарактеризовал риторику Раиси как суровую. Обозреватели обратили внимание, что иранский лидер дважды баллотировался на пост президента и занял его в 2021 году на фоне низкой явки избирателей и широкой дисквалификации кандидатов-реформистов.
Politico
Американская газета Politico также отметила, что Раиси мог сменить на посту верховного лидера Али Хаменеи, однако назвала такой исход в последнее время менее вероятным из-за его жестокой политики. «Даже обстоятельства, окружавшие его победу на выборах президента в 2021 году, подорвали его авторитет как потенциального лидера», — говорится в материале.
Раиси обеспечил себе победу только благодаря массовой дисквалификации оппонентов и на рекордно низкой явке
Журналисты тоже обратили внимание на тот факт, что смерть Раиси увеличила вероятность того, что пост Хаменеи займет его сын — Моджтаба Хаменеи. «Раиси представляет собой более молодую версию революционной элиты Ирана — гораздо менее компетентной, но гораздо более ревностной», — приводит газета слова политического обозревателя Бенама Бен Талеблу.
The New York Times
Американская газета The New York Times охарактеризовала Раиси как «лучшего претендента на смену верховному лидеру страны». Журналисты издания отметили, что Раиси не устанавливал ядерную политику, «но унаследовал правительство, которое неуклонно расширяло свое влияние в регионе».
Издание, ссылаясь на политических аналитиков, описало Раиси как лояльного исполнителя политики верховного лидера Хаменеи и посредника растущей власти Корпуса стражей исламской революции в политике и экономике Ирана.
«Раиси не был тем, кто источал харизму. Его речи не мотивировали людей на улицах. Он осуществлял политику. Прежде всего он был инсайдером режима. Он был идеологом, который работал внутри системы и через систему», — привела газета слова политического обозреватели Санама Вакила. Консервативные эксперты в государственных СМИ отметили, что иранский лидер восстановил строгие религиозные правила в обществе и нетерпимость к инакомыслию.