Лентапедия

Лаврентьев, Дмитрий Командир АПЛ "Нерпа"

Капитан первого ранга, командир атомной подводной лодки "Нерпа". Был одним из обвиняемых по делу об аварии на ней.

Дмитрий Борисович Лаврентьев упоминался в СМИ как гвардии капитан 1 ранга. В сентябре 2005 года он стал командиром атомной подводной лодки (АПЛ) "Нерпа".

В июне 2006 года лодка под командованием Лаврентьева была спущена на воду [21], [30]. Летом 2008 года стало известно, что "Нерпа" в сентябре 2009 года должна быть передана в лизинг военно-морскому флоту Индии, где она получит название "Чакра" (Chakra) [29], [28]. Уже в сентябре 2008 года появилось опровержение этой информации [27], однако несмотря на это СМИ и в дальнейшем неоднократно упоминали о планах передачи "Нерпы" Индии [21], [6], [12]. 27 октября 2008 года "Нерпа" вышла со сдаточной базы ОАО "Амурский судостроительный завод" в открытое море и отправилась на ходовые испытания. В том же месяце она совершила первое погружение [26], [25].

8 ноября 2008 года в результате того, что несанкционированно сработала система пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), на "Нерпе" началась подача фреона в жилые отсеки. Газ попал в легкие находившихся там людей, что привело к гибели 3 военнослужащих и 17 гражданских лиц из сдаточной команды. Кроме того, еще 21 человек был госпитализирован с химическим отравлением [24], [22], [23]. Впоследствии упоминалось, что вместо смеси фреона и малотоксичного тетрафтордибромэтана в системе пожаротушения была смесь фреона и ядовитого вещества тетрахлорэтилена. Однако, как отмечали СМИ, установить поставщиков смеси не удалось [18], [16], [15].

Через несколько дней после аварии, 13 ноября 2008 года, был арестован машинист трюмной группы, контрактник Дмитрий Гробов, которого объявили виновником аварии. Во время следствия он признался в том, что включил систему пожаротушения. Однако и у экспертов-подводников, и у сослуживцев моряка возникали подозрения, что признательные показания тот дал под давлением [19], [20], [18], [22], [10]. Тем не менее 24 ноября 2008 года Гробову было предъявлено обвинение по части 3 статьи 109 Уголовного кодекса РФ (причинение смерти по неосторожности двум и более лицам) [17].

По сведениям "Коммерсанта", Лаврентьев стал фигурантом уголовного дела уже в 2009 году [11]. Ему, а также и капитану первого ранга Сергею Захарченко - бывшему командиру бригады, в которую входила лодка - предъявили обвинения по части 3 статьи 293 УК РФ ("халатность"), заподозрив их в плохой подготовке подчиненных [13], [14]. Однако с Захарченко обвинения впоследствии были сняты [11]).

В марте 2011 года дела Лаврентьева и Гробова были переданы в суд . В утвержденном обвинительном заключении статья, по которой обвинялся Лаврентьев, была изменена: его стали обвинять не в халатности, а в превышении должностных полномочий с причинением тяжких последствий - смерти по неосторожности двух и более лиц (пункт "в" статьи 286 УК РФ) [11]. Между тем, несмотря на возбужденное в отношении него уголовное дело и выдвинутые обвинения, офицер и по данным на апрель 2011 года продолжал оставаться командиром экипажа "Нерпы" [10], [12].

Адвокат Лаврентьева Александр Кулаков заявлял, что истинной причиной трагедии является "нарушение своих служебных обязанностей рядом должностных лиц промышленности, бессовестное воровство государственных средств при строительстве лодки", имея в виду ситуацию с фреоном. Офицеры же штаба флота в неофициальных беседах с журналистами говорили, что причиной аварии считают "техническое несовершенство лодки, сбои в программном обеспечении компьютерных систем АПЛ" [11].

В апреле 2011 года стало известно, что дело Лаврентьева и Гробова будет рассматривать суд присяжных [11], [8], [9]. В мае того же года в Тихоокеанском флотском военном суде в закрытом режиме начались слушания по делу [5], [6].

30 сентября 2011 года коллегия присяжных вынесла оправдательный вердикт по делу об аварии на "Нерпе", при этом присяжные не признали факта подачи огнегасящей смеси в отсеки лодки [3], [4]. На основании этого вердикта 14 октября того же года Тихоокеанский флотский военный суд оправдал Лаврентьева и Гробова [2]. Однако 3 мая 2012 года Военная коллегия Верховного суда РФ отправила их дело на новое рассмотрение [1].

Сослуживцы Лаврентьева не верили в его виновность и рассказывали, что он был хорошим командиром и строгим начальником [18]. В мае 2011 года работники Амурского судостроительного завода выступили с открытым письмом, в котором попросили пересмотреть материалы уголовного дела в отношении Лаврентьева, отмечая, что именно его действия в момент аварии свели человеческие жертвы к минимуму [7].

Использованные материалы


[1] Марина Шатилова. Уголовное дело по факту аварии на АПЛ "Нерпа" направлено на новое рассмотрение. — ИТАР-ТАСС, 04.05.2012

[2] Суд в Приморье оправдал обвиняемых по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 14.10.2011

[3] Присяжные не поверили в аварию на "Нерпе". — Интерфакс, 30.09.2011

[4] Присяжные оправдали подсудимых по делу об аварии на АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 30.09.2011

[5] Начался суд по делу об аварии подводной лодке "Нерпа". — Вести.Ru, 23.05.2011

[6] Коллегия присяжных формируется для рассмотрения дела АПЛ "Нерпа". — РИА Новости, 23.05.2011

[7] Открытое письмо сдаточной команды и работников Открытого Акционерного Общества "Амурский судостроительный завод", участвовавших в испытаниях АПЛ "Нерпа". — Центральный военно-морской портал (flot.com), 13.05.2011

[8] Анна Давыденко. Рассматривать уголовное дело по "Нерпе" будет суд присяжных. — Комсомольская правда, 25.04.2011

[9] Тихоокеанский военный суд начал рассмотрение уголовного дела о трагедии на АПЛ "Нерпа". — Первый канал, 25.04.2011

[10] Наталья Островская. В трагедии на АПЛ "Нерпа" виноваты десятки людей, а судить собираются только командира и матроса. — Комсомольская правда, 22.04.2011

[11] Алексей Чернышев. За "Нерпу" ответят командир и старшина. — Коммерсантъ-online, 01.04.2011

[12] Игнат Беловский. Матрос и командир подлодки всплывут в суде. — Газета.Ру, 31.03.2011

[13] Алексей Чернышев. Дело матроса Гробова резко повысили в ранге. — Коммерсантъ, 20.01.2010. — № 8 (4308)

[14] Анна Давыденко. Экипаж "Нерпы" знал, как работают системы корабля, только в теории. — Комсомольская правда, 20.01.2010

[15] Владимир Темный. Производителя фреона для АПЛ "Нерпа" до сих не нашли. — Грани.Ру, 10.02.2009

[16] Инженер: В систему пожаротушения "Нерпы" закачали ядовитый тетрахлорэтилен. — РИА Новости — Дальний Восток, 04.12.2008

[17] Матросу с АПЛ "Нерпа" предъявлено обвинение. — РИА Новости, 24.11.2008

[18] Наталья Островская, Максим Ситников, Наталья Желдак. Возможная причина ЧП на субмарине - сбой в компьютере. — Комсомольская правда, 19.11.2008

[19] Алексей Чернышей. Фреон пришел с вахты. — Коммерсантъ, 14.11.2008. — № 207 (4024)

[20] Дело рук матроса Гробова. — Известия, 14.11.2008

[21] Владимир Щербаков. Несанкционированная смерть. — Независимое военное обозрение, 14.11.2008

[22] Вину за аварию на АПЛ "Нерпа" СКП возложил на матроса. — РИА Новости, 13.11.2008

[23] ЧП произошло на подлодке "Нерпа", построенной в Комсомольске-на-Амуре. — РИА Новости, 09.11.2008

[24] Люди на АПЛ погибли из-за попадания в легкие фреона - СКП РФ. — РИА Новости, 09.11.2008

[25] Новейшая атомная подводная лодка "Нерпа" успешно провела первое погружение. — GZT.Ru, 31.10.2008

[26] Со сдаточной базы ОАО "Амурский судостроительный завод" вышла в открытое море атомная подводная лодка 971 проекта "Нерпа". — Восток-Медиа, 27.10.2008

[27] Иван Коновалов. Россия и Индия закрыли "Чакру". — Коммерсантъ, 30.09.2008. — № 176 (3993)

[28] Иван Коновалов. Российская подводная лодка взяла курс на Индию. — Коммерсантъ, 13.08.2008. — № 142 (3959)

[29] India to get Russian nuke submarine next year. — The Times of India, 03.07.2008

[30] Эрнест Филипповский. "Щука" сошла в воду "Нерпой". — Коммерсантъ-Хабаровск, 04.07.2006. — № 119 (3450)

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше