Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал итоги апрельского опроса на тему "Что сейчас более всего угрожает России?". На этот вопрос отвечали 1580 россиян старше 18 лет. На выбор предоставлялось 19 вариантов ответа (плюс два стандартных: "другое" и "затрудняюсь ответить"). Отвечающим разрешалось отмечать несколько пунктов. В пресс-релизе ВЦИОМ результаты этого опроса сравниваются с результатами аналогичного исследования 1996 года.
Больше всего граждане России опасаются роста безработицы, причем за последние четыре года этот страх усилился (30 процентов в 1996 году и 35 процентов в 2000 году). Далее следуют рост цен и обнищание населения (30 и 33 процента), распад экономики и разорение России (30 и 32 процента), а также рост преступности (26 и 29 процентов).
Почти вдвое (с 16 до 28 процентов) возросло число людей, считающих национальной угрозой расхищение национальных богатств иностранными государствами и фирмами. С 11 до 19 процентов увеличилась доля респондентов, опасающихся роста зависимости от Запада и превращения России в третьеразрядную страну.
Возможность милитаризации страны и втягивания России в военные конфликты всерьез воспринимают только 6 процентов респондентов (в 1996 году - 13).
Продолжение "беспредела" нынешних властей воспринимают как национальную угрозу 14 процентов опрошенных (в 1996 году - только 5).
В то же время почти вдвое уменьшилось число людей, видящих угрозу безвластия и анархии (20 и 12 процентов) и возникновения гражданской войны (19 и 11 процентов).
По мнению 17 процентов респондентов, России угрожает отсутствие уверенности в завтрашнем дне, причем за 4 года эта цифра не изменилась. Такое же число опрошенных считают реальной угрозу распада России на отдельные регионы (12 процентов в 1996 году)
В пять раз (с 10 до 2 процентов) уменьшилось число людей, видящих опасность в приходе коммунистов к власти.
Введения диктатуры, ограничения свобод, массовых репрессий, сворачивания реформ, возвращения карточек и дефицита россияне, как и 4 года назад, практически не боятся (1-2 процента в каждой категории).
Людей, способных вообразить национальную угрозу, не вошедшую в список ответов, оказалось, как и в 1996 году, 4 процента. Оба раза затруднились ответить на предложенный вопрос 9 процентов опрошенных.