Член Комиссии по вопросам помилования, заслуженный деятель искусств России, художественный руководитель театра "У Никитских ворот" Марк Розовский написал статью в газету "Известия", в которой отвечает на обвинения в адрес комиссии, высказанные недавно от лица президента.
В своей статье Розовский отмечает, что в последнее время деятельность комиссии попала в центр внимания как депутатов Госдумы, так и чиновников из Министерства юстиции, которые в один голос утверждают, что механизм работы комиссии необходимо изменить, и ссылаются при этом на мнение президента, который, подчеркивает автор статьи, еще нигде не высказывался по этому вопросу публично.
Между тем, пишет Розовский, этот ажиотаж искусственно раздут чиновниками Минюста, которые намеренно передергивают факты, желая ввести в заблуждение президента и общественность страны.
Розовский ссылается на слова министра Юрия Чайки, приведенные в ряде столичных изданий. "Г-н Чайка старается дискредитировать деятельность нашей комиссии, а под шумок и сам институт помилования", - комментирует автор статьи в "Известиях".
В частности, Марк Розовский приводит ряд примеров. В своем интервью Юрий Чайка призывает к точности: по его словам, "в прошлом году в местах лишения свободы содержалось 924112 человек, а не миллион". Однако, отмечает Розовский, очевидно, что эта цифра "плывущая", т.е. она меняется в течение года, а значит, не может быть точной.
Кроме того, чиновники Минюста, публикуя в центральной прессе примеры необоснованных, на их взгляд, помилований, регулярно забывают указать, что прошения о помиловании подаются либо администрацией колонии, где сидит осужденный, либо самим Минюстом. Таким образом, Минюст критикует комиссию по вопросам помилования за то, что она рассматривает его собственные заявки.
Минюст, публикуя эти данные в прессе, "передергивает" и по-другому: неточно приводит фамилии осужденных, опускает смягчающие обстоятельства совершенных ими преступлений, ссылается на случай подлога документов, поданных в комиссию, опять же не упоминая, что подлог был совершен сотрудниками ГУИНа.
Наконец, Марк Розовский ставит под сомнение слова Юрия Чайки о том, что сам механизм помилования якобы не отрегулирован. По мнению автора статьи, это "заявление нечестное".
"Отлаженный механизм есть, он известен и состоит из трех звеньев: администрация исправительного учреждения обязана принять прошение и со своим заключением и документами дела направить просьбу в администрацию президента, откуда бумаги после знакомства и обработки Управлением по вопросам помилования поступают на рассмотрение комиссии, которая дает президенту свои рекомендации. Затем президент подписывает окончательный вердикт, который может быть как положительным, так и отрицательным. Все члены комиссии назначаются указом президента", - так описывает эту процедуру Розовский.
Помимо этого, Розовский сообщает, что за полтора года работы в комиссии, он ни разу не видел на ее заседаниях
заместителя Юрия Чайки, который по указу президента является одним из ее членов. "Странное поведение. Если считаешь, что мы в чем-то ошибаемся, - помоги истине. Нет, замминистра юстиции на комиссию не ходит", - комментирует этот факт известный режиссер.
Между тем, помилование выгодно обществу - это также скрывают работники российской юстиции. "Все должны знать: правда в том, что рецидив среди помилованных - 9,4 процентов. И это в несколько раз меньше, чем среди полностью отбывших срок".
Розовский отводит от комиссии еще одно часто предъявляемое ей обвинение: "Никогда, слышите, никогда! - не был помилован ни один серийный убийца и насильник типа Чикатило, ни один злодей-киллер, ни один наркобарон или террорист".
Наконец, Розовского возмущают слова некоторых чиновников Минюста, также попавшие в печать, о том, что якобы члены Комиссии по вопросам помилования берут взятки от преступников, которые стремятся таким образом избавиться от наказания.
"Чего хочет Минюст?" - спрашивает Розовский. По его мнению, это очевидно: "Он хочет бесконтрольности. Мы сами сажаем, сами и миловать будем - не нужна нам никакая общественная комиссия".
Отчасти чиновникам это удалось. С сентября прошлого года помилование в нашей стране свернуто. Сегодня у президента скопилось 2565 дел, рассмотренных комиссией. Сам Юрий Чайка, по словам Розовского, в письме от 13.01.2001 уже дал по линии ГУИНа секретное распоряжение препятствовать ходатайствам о помиловании.
Однако, считает Марк Розовский, как раз последнее заявление президента Путина о бессмысленности смертной казни, наоборот, подтверждает: президент руководствуется здравым смыслом. Тем более, по его мнению, неуместны действия министра юстиции, который "дезинформирует президента и общество, пытаясь под видом борьбы с преступностью утвердить чиновно-бюрократическую практику".