Засекреченный российский ученый-оружейник, доктор технических наук, лауреат Государственной премии СССР Дмитрий Власов утверждает, что причина гибели подводной лодки "Курск" известна специалистам, а людям об этом просто не говорят.
В эксклюзивном интервью "Комсомольской правде" он детально восстановил картину гибели атомохода. Интервью опубликовано в номере газеты от 28 ноября.
По данным ученого, 12 августа 2000 года, незадолго до гибели "Курска", командир подлодки Геннадий Лячин передал в штаб Северного флота примерно следующее сообщение: "Докладываю, что, по сообщению командира торпедного отсека, на борту аварийная торпеда. Прошу добро отстрелить ее за борт". Из штаба флота был получен ответ: "Решение правильное - действуйте".
Здесь Власов отметил два принципиально важных обстоятельства: первое - чтобы передать сообщение, "Курск" всплывал на перископную глубину, и второе - командир обязан зашифровать сообщение в штаб флота, но он передал его открытым текстом. Все это говорит о том, что возникли чрезвычайные обстоятельства и Лячин должен был сообщить командованию что-то срочное, отмечает ученый.
По его словам, доклад Лячина в эфире перехватили и записали американцы, об этом же в неофициальных разговорах говорят и российские источники. Однако, оговорился Власов, в российских штабах якобы нет официального документа, подтверждающего последний доклад Лячина на берег 12 августа. Командование же Северного флота этот факт категорически отрицает или, в лучшем случае, отказывается комментировать.
Кроме того, заявил Власов, у него есть текст сообщения, опубликованного в бюллетене американского геофизического общества. В нем говорится, что Лячину был сделан радиотелефонный доклад из торпедного отсека подлодки. Офицер доложил, что в отсеке находится аварийная торпеда. "Телефонные доклады внутри лодки иногда не фиксируются на ленту. Но можно почти со стопроцентной уверенностью сказать: сообщение из торпедного отсека было настолько серьезным, что Лячин мгновенно понял смертельную опасность для крейсера и дал команду на экстренное всплытие под перископ", - утверждает оружейник.
Однавременно командир "Курска" приказал ввести аварийную торпеду в пусковой аппарат, продолжает Власов. Затем лодка по команде Лячина начала уходить вниз - в этот момент торпеда и рванула. По некоторым данным, можно сделать вывод, что команда торпедного отсека не смогла закрыть торпедный аппарат. Дело в том, что произошел выброс пламени в торпедный отсек, и его команда, скорее всего, вынуждена была искать спасения во втором отсеке. Моряки, судя по всему, не успели задраить за собой переходные люки. А если люк открыт, в торпедный отсек нельзя подать воздух высокого давления, который выбрасывает торпеду за пределы торпедного аппарата, указывает оружейник.
Если бы люк успели задраить, возможно, был бы спасен центральный пост. И все отсеки лодки, которые примыкают к нему. В том числе, разумеется, и аварийно-спасательная камера "Курска". Если бы ее не повредило взрывом и огнем, надежд на спасение было бы куда больше, считает Власов.