Депутаты Госдумы Ирина Хакамада и Иосиф Кобзон в середине дня в четверг ненадолго вошли в захваченный террористами Театральный центр в Дубровке. Вместе с депутатами пошел и помощник президента России Сергей Ястржембский, передает "Интерфакс".
Однако вскоре переговорщики покинули здание, освобожденных заложников с ними не было.
При этом источник в правоохранительных органах, сославшийся на разговор с депутатами, сообщил тому же агентству, что террористы выразили готовность позже отпустить около 40 заложников - исключительно иностранцев из "дальнего зарубежья", а также украинцев. "Террористы объясняют это тем, что не хотят держать в заложниках граждан тех стран, с которыми они не воюют", - сказал источник.
По данным посла Украины в России, в числе заложников - 23 гражданина Украины.
Кроме того, по сведениям интернет-издания "Газета.Ru", Хакамада хотела передать заложникам и террористам два заряженных мобильных телефона. Но террористы отказались взять их. По сообщению ИТАР-ТАСС, с Хакамадой и Кобзоном встретился представитель террористов, назвавшийся Абу Бакаром и снявший маску. Он заявил, что террористы готовы освободить до 50 заложников, если приедет глава администрации Чечни Ахмад Кадыров.
При этом информированный источник ИТАР-ТАСС сказал, что террористы отказались освободить подростков, отметив, что 15-16 лет - это уже не детский возраст.
После встречи с террористам Хакамада отправилась в Кремль. Она сообщила, что везет предложения боевиков по урегулированию ситуации в Чечне. По мнению Хакамады, террористы вменяемы и готовы допустить к заложникам врачей, но только с иностранными паспортами. Депутат подтвердила, что отпускать детей террористы пока не соглашаются.
В свою очередь, Кобзон в эфире НТВ посетовал, что ему не удалось уговорить террористов освободить еще кого-нибудь. По его словам, с ним разговаривала женщина, рука который лежала на пульте. "Она утверждала, что может все взорвать", – сказал Кобзон. Он также отметил, что террористы отказались обменять кого-либо из заложников на мэра Москвы Юрия Лужкова, а также на него самого.
По словам Кобзона, еще один беседовавший с ним человек представился как Абу Бакар. Депутат подчеркнул, что террористы заявили о прекращении переговоров с их стороны до "предоставления серьезных и конкретных предложений". Кобзон отметил также, что Абу Бакар оставил ему номер личного мобильного телефона, подчеркнув при этом, что связываться с ним он может только в том случае, если "будут конкретные предложения".
О ситуации на настоящий момент информационным агентствам рассказал депутат Госдумы Валерий Драганов, входящий в оперативный штаб по освобождению заложников.
Говоря о предложении террористов менять заложников на депутатов Думы в соотношении 10 к 1, Драганов сообщил, что боевикам предлагаются кандидатуры парламентариев, (согласившихся стать заложниками), а они соглашаются или не соглашаются.
Комментируя способности депутата Иосифа Кобзона вести диалог с террористами, Драганов заявил: "Он вообще высококлассный переговорщик". Несколькими часами ранее Кобзону удалось вывести из захваченного здания пятерых заложников.
Драганов также рассказал, что заложники содержатся в тяжелых условиях, запасы в театральном буфете закончились, террористам предлагают "700 пайков", но они отказываются. По имеющимся данным, заложникам дали воду, но еды не приносили. Кроме того, по словам Драганова, террористы отказалась от предложенных им денег и транспорта.
Есть информация, что на нескольких из заложников террористы повесили взрывные устройства. По последним данным, которыми располагает "Газета.Ru", террористы отделили детей от родителей. Как сообщила одна из заложниц, дети находятся сейчас на балконе, а родители в партере Театрального центра. Заложников также перестали выпускать в туалет и угрожают отобрать у них мобильные телефоны.
Неназванный представитель оперативного штаба по освобождению заложников сообщил ИТАР-ТАСС, что террористы из Театрального центра поддерживают телефонные контакты с сообщниками в Чечне, Объединенных Арабских Эмиратах и Турции. По словам источника, за минувшие сутки спецслужбы неоднократно перехватывали такие телефонные разговоры.
Телефоны "горячей линии": 239-52-86, 239-69-21.