Полученые в Дубне сверхтяжелые элементы признаны мировой научной общественностью

Команда российских и американских ученых под руководством Юрия Оганесяна, работавших на циклотроне в Объединенном институте ядерных исследований в Дубне, опубликовала в журнале Physical Review C сообщение о том, что ею были синтезированы два новых искусственных сверхтяжелых элемента, занявшие 113 и 115 ячейки таблицы Менделеева.

Впервые об этом было объявлено еще в сентябре 2003 года на Менделеевском съезде в Казани, но именно публикация в авторитетнейшем международном специализированном журнале вводит это открытие в "оборот" в научном мире.

Как сообщили исследователи в статье, новые элементы были идентифицированы при облучении тяжелым изотопом кальция (кальций-48) другого искуственного элемента - америция. На несколько долей секунды при этом возник элемент, имеющий атомный вес 115, которой после этого распался на элемент 113, просуществовавший уже чуть более секунды.

Элементы успели получить приличествующие латинские имена - унунпентиум (Ununpentium - буквально - "один-один-пять") и унунтриум (Ununtrium - "один-один-три").

Теперь, прежде чем быть официально включенными в таблицу Менделеева, новые элементы должны быть подвергнуты "испытанию на прочность" - то есть быть получены в других, независимых лабораториях. Этот процесс, пишет сообщившая об этом успехе ядерных физиков Washington Post, может занять несколько месяцев или лет, и не обязательно увенчаться успехом. Так, несколько лет назад появились сообщения о синтезе элементов № 116 и № 118, но впоследствии эти данные не удалось подтвердить.

Однако на сей раз, заявляет редактор журнала Ричард Кастен (Richard Casten), в достоверности результата можно не сомневаться, так как ученые из Дубны и их коллеги из американского института Lawrence Livermore National Laboratory применили "весьма изощренную" технологию.

Сверхтяжелые элементы не существуют в природе, однако они возникают при взрывах сверхновых звезд, а также - могли существовать при "большом взрыве". Их исследование позволяет понять, как появилась наша вселенная.