Министерство обороны США объявило о намерении в 2005 году завершить свое участие в совместном с Россией проекте "Рамос" (RAMOS – Russian-American Observation Satellite), созданном в рамках противоракетной обороны (ПРО), сообщает "Независимая газета".
Проект был открыт в 1992 году по инициативе бывших президентов Билла Клинтона и Бориса Ельцина. Авторы проекта предусмотрели совместную разработку, запуск и эксплуатацию на орбите в течение двух лет российского (ROS – Russian Observation Satellite) и американского (AOS – American Observation Satellite) экспериментальных спутников дистанционного зондирования Земли.
В основу проекта "Рамос" был положен принцип стереоскопической съемки спутниковой парой AOS-ROS одного и того же объекта на поверхности Земли или в атмосфере с помощью многоспектральной оптико-электронной аппаратуры наблюдения, работающей в видимой, средней и дальней инфракрасных областях электромагнитного спектра.
Участники проекта должны были вести наблюдение за фоноцелевой обстановкой, обнаруживать и сопровождать запущенные баллистические ракеты. В качестве главной цели "Рамос" было определено формирование уникального банка данных, который обе страны могли бы в дальнейшем использовать для своевременного обнаружения любой запущенной баллистической ракеты по ее демаскирующим признакам. По сути, речь шла о создании эффективной спутниковой системы наблюдения повышенной информативности. Не исключалась возможность использования системы для мониторинга земной поверхности и решения экологических задач.
Запуск первого спутника должен был состояться в конце 2007 года, а второго – в 2008 году. Основную часть финансовых расходов по проекту – более 300 миллионов долларов в течение всего периода реализации должны были нести США. Однако в дальнейшем сумма возросла до 500 миллионов долларов.
Россия должна была построить спутники, включая датчики для ультрафиолетовой области спектра и матричные камеры, работающие в видимой его части, и обеспечить запуски. Управление орбитальной группировкой AOS-ROS и обработку данных должен был осуществлять объединенный оперативный центр в Москве. Обе стороны должны были иметь паритетный доступ к полученной информации. В то же время США не могли включать спутники "Рамос" в состав создаваемой инфраструктуры системы НПРО.
На начальном этапе реализации программы в 1995–1999 годах обе страны достигли определенного научно-технического прогресса: были даже проведены некоторые эксперименты в приземной атмосфере и космосе с использованием самолетов-лабораторий и космических аппаратов из состава орбитальных группировок России и США. После решения США выйти из Договора по ПРО и создать национальную систему противоракетной обороны положение проекта ухудшилось.
Высшее политическое руководство России выступило против этого решения США, в связи с чем Пентагон стал проявлять беспокойство за безопасность накопленной по программе информации и возможность утечки применяемых в "Рамосе" американских космических технологий. Эти опасения начали влиять на финансирование проекта. В 2003 году бюджет "Рамоса" был сокращен и вместо запрашиваемых 69 миллионов Конгресс США выделил только 50,1 миллиона долларов.
"Раньше да и сейчас американские партнеры пытались заполучить единичные образцы нашей техники. Понятно, что в первую очередь этот интерес связан со стремлением найти эффективное противодействие нашим образцам военной техники. При этом, когда мы предлагали сотрудничать на более выгодной взаимной основе, мы получали "мягкий" отказ", - прокомментировал ситуацию первый заместитель председателя Комитета по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами Александр Денисов.
Выйдя из проекта "Рамос", США продолжат путь к практическому осуществлению своего плана создания системы НПРО. В частности, в рамках военного бюджета США на 2005 год Пентагон запрашивает на эту программу 10,3 миллиарда долларов. Из этой суммы около 900 миллионов долларов должны пойти на финансирование разрабатываемых противоракет и космических датчиков, которые войдут в первоначальный состав системы ПРО.