Суд над Саддамом начнется не ранее чем через два года, сообщил газете The Daily Telegraph Салем Халаби (Salem Chalabi) - один из вдохновителей идеи суда над бывшими лидерами саддамовского режима, племянник лидера Иракского национального конгресса Ахмеда Халаби.
Первое дело на рассмотрение созданного в Ираке суда по расследованию преступлений против человечества, совершенных при прежнем режиме, будет вынесено не раньше чем в октябре-ноябре, но это будет совсем не дело Саддама: первым обвиняемым станет только что пойманный Мухаммад Зимам Абд аль-Раззак аль-Садун (Muhammad Zimam Abd al-Razzaq al-Sadun) бывший председатель партии "Баас", глава багдадского ополчения. До "главного обвиняемого", то есть до Саддама, суд доберется не раньше, чем через два года.
Такая неспешность объясняется тем, что организаторам суда приходится решать множество технических, юридических и процессуальных вопросов - от сооружения специальных укрепленных залов суда до выбора и проверки судей и прояснения статуса самого суда. Дело в том, что впервые подобный трибунал будет состоять не из представителей международного сообщества (как то происходит на трибуналах по Югославии или Руанде), а из граждан той самой станы, свергнутый лидер которой обвиняется в преступлениях против человечества.
Предполагается, что будет создана коллегия из 20 "судей-следователей" (investigative judges), из которых будет формироваться коллегия из пяти человек для рассмотения каждого конкретного дела, а такеж коллегия из девяти судей апелляционного суда.
Салем Халаби, долгое время живший в Англии, где он работал юристом по вопросам фондового рынка в известной адвокатской фирме Clifford Chance, признается, что США оказывают на него давление, желая ограничить количество подлежащим рассмотрению дел до 30-50, в то время как сам он думает о примерно 300 процессах.
Салем Халаби также заявил, что ему приходится думать о том, как удовлетворить два прямо противоположных требования: требование иракцев о скорейшим правосудием над лидерами прежнего режима, и требования западного демократического суда. Тонкость состоит еще и в том, что необходимо выработать механизм, который обеспечил бы требуемую демократическим судопроизводством соревновательность сторон, но в то же время помог бы избежать политизации процесса - как произошло с судом над Милошевичем в Гааге. Основной упор при рассмотрении дела Саддама будет сделан на таких вещах, как этнические чистки курдов и расправы над шиитами, совершенные Хусейном во второй половине 80-х и начале 90-х годов.
Однако при рассмотрении этих случаев могут оказаться в неудобном положении некоторые влиятельные западные политики - например, нынешний министр обороны США Доналд Рамсфелд (Donald Rumsfeld). Адвокаты Саддама могут потребовать его вызова в суд, чтобы задать неприятные вопросы о визитах в Багдад в 1983 и 1984 годах, когда администрация США относилась к иракскому лидеру с гораздо большей благосклонностью.