Адвокат экс-главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского Генрих Падва обратился к суду с просьбой отказаться от рассмотрения материалов, соответствующих статьям и эпизодам, по которым не было возбуждено уголовных дел. Как объяснил защитник, проведения расследования по этим статьям было грубым нарушением УПК.
По информации сайта пресс-центра Михаила Ходорковского, речь идет о документах по факту растраты по эпизоду с "Апатитом" и группой "Мост", уклонении физического лица от уплаты налогов и подделке документов, а также по ряду эпизодов по обвинениям в совершении мошенничества. Перечень подлежащих исключению доказательств занимает 101 лист машинописного текста.
"При таких обстоятельствах предварительное следствие по предъявленным обвинениям является нелегитимным, а полученные данные - не имеющими значения", - заявил Падва, пояснив, что прокуратура была обязана выносить постановление о возбуждении уголовного дела по каждому новому обвинению. Рассмотрение этого ходатайства защиты было отложено судом, так как для подготовки возражений стороне обвинения нужно время.
Ранее суд удовлетворил другое ходатайство адвокатов о приобщении к делу документов-ответов на адвокатский запрос по эпизоду, связанному с уклонением от уплаты налогов Ходорковским.
Обвинение считает, что большинство из этих документов не имеют отношения к рассматриваемому делу, часть из них не заверена надлежащим образом и получена не процессуальным путем. По мнению прокуратуры, Ходорковский уклонился от реальной уплаты налогов, внеся в бюджет не деньги, а векселя.
"Это подмена показаний свидетелей и неумелая попытка работников "ЮКОСа" доказать, что махинаций с векселями не было", - сказал прокурор Дмитрий Шохин. Защита, в свою очередь, утверждает, что векселя были погашены, а при уверенности в обратном, обвинению надо это было доказать.
"Векселя были использованы государством, некоторые сразу погашены "ЮКОСом", - заявил Падва. Ответить на возражения прокурора решил и сам Ходорковский. "Я не процессуалист, но мне казалось, что мы можем предоставлять доказательства. У нас незаверенные копии платежных поручений постольку, поскольку оригиналы изъяты Генеральной прокуратурой", - сказал он и предложил Шохину предоставить противоположные доказательства.