Согласно полной версии доклада специальной комиссии ООН, занимавшейся выявлением махинаций с программой "Нефть в обмен на продовольствие", в незаконные операции с иракской нефтью были вовлечены крупнейшие российские компании и известные политики, сообщает AP.
В частности, в докладе сообщается, что российские компании получили около 30 процентов всей иракской нефти, реализуемой в рамках программы "нефть в обмен на продовольствие". Суммарная стоимость этой нефти составила более 19,3 миллиарда долларов.
В докладе указывается, что российское министерство топлива и энергетики, которое возглавлял Виктор Калюжный, принимало активное участие в распределении квот на поставку иракской нефти среди российских компаний. Список компаний, получавших контракты, согласовывался с иракской стороной. Компании, не включенные в этот список, при попытках напрямую заключить контракты с иракским правительством, получали отказ. Такие действия российских властей, пишут авторы доклада, вступают в прямое противоречие с принципами осуществления гуманитарной программы ООН.
Кроме того, часть нефти в рамках программы была предоставлена ряду известных российских политиков и общественных организаций, которые "активно поддерживали режим Саддама Хусейна и выступали за снятие международных санкций, наложенных на Ирак, а также против военной кампании, начатой международной коалицией в 2003 году".
В докладе ООН говорится, что с 1996 по 2003 годы, когда существовала программа "Нефть в обмен на продовольствие", Коммунистическая партия РФ (КПРФ) через Фонд дружбы с народами арабских стран получила контракты на поставку 125,1 миллиона бареллей нефти. Как минимум 106,9 миллиона баррелей нефти из числа выделенных Ираком КПРФ было реализовано Фондом дружбы различным российским нефтегазовым компаниям: "АСТЭС", "ОНАКО", РАО МЭС. В докладе приводится текст письма, которое свидетельствует, что руководство КПРФ и лично Геннадий Зюганов обсуждали с иракским руководством нефтяные квоты, выделяемые Фонду дружбы.
73 миллиона баррелей нефти в рамках программы, по сообщениям бывших руководителей топливно-энергетического комплекса Ирака, получил глава ЛДПР Владимир Жириновский. Как минимум 62 миллиона баррелей, выделенных режимом Саддама Хусейна ЛДПР, затем были реализованы через компании "СИДАНКО", "ТНК", "Нафта-Москва" и дочернюю компанию "Лукойл". В докладе сообщается, что эти нефтяные контракты принесли лидеру ЛДПР свыше 5,1 миллиона долларов США. В частности, при посредничестве техасской компании Bayoil - одного из основных фигурантов скандал вокруг "Нефти в обмен на продовольствие" - на счет сына Жириновского Игоря Лебедева в одном из кипрских банков было перечислено свыше 1,861 миллиона долларов США.
Свою долю иракской нефти, сообщается в докладе, получила и Партия мира и согласия, возглавляемая Сажи Умалатовой. 46,4 миллиона баррелей нефти, выделенных режимом Саддама Хусейна для этой партии, были проданы через компании "Росбулнефть", одно из подразделений "Лукойла" и Zerich GmBH.
В списке российских политиков, оказавшихся вовлеченными в скандал с иракской нефтью, оказался и экс-глава президентской администрации Александр Волошин. Иракское министерство нефти предоставило на его имя 4,3 миллиона баррелей нефти, 3,9 миллиона баррелей из них были куплены российской компанией "Импекс Ойл".
В докладе отдельно подчеркивается, что все российские фигуранты, упоминаемые в докладе в связи с причастностью к махинациям вокруг "Нефти в обмен на продовольствие", категорически опровергли, что правительство Саддама Хусейна предоставляло им право распоряжаться какой-либо частью нефти, продаваемой за рубеж в рамках программы. Все российские и зарубежные компании, которых авторы доклада заподозрили в получении контрактов на покупку нефти при содействии российских политиков и общественных деятелей, заявили, что действовали без чьей-либо помощи и строго в рамках правил гуманитарной программы ООН.