Ученые получили доказательства наличия воды на Марсе

Марсианский кратер, содержащий скопление водяного льда. Снимок со стереокамеры HRSC. Сайт esa.int

Благодаря новым данным, переданным космическим аппаратом Mars Express, ученые из Европейского космического агентства (ESA) получили возможность составить более точную картину геологической истории Марса. В частности, подтвердились высказываемые ранее предположения о наличии на планете воды.

С помощью радара MARSIS ученые открыли под поверхностью Марса большие скопления водяного льда. При этом не только в районе так называемых "полярных шапок", но также под равниной Хриса (15 градусов северной широты 55 градусов западной долготы), где лед заполняет опустившийся под землю метеоритный кратер диаметром около 250 километров.

Кроме того, оптический и ИК спектрометр OMEGA, установленный на орбитальном спутнике Mars Express, обнаружил на некоторых участках марсианской поверхности глинистые минералы, которые могли образоваться в результате длительного воздействия воды.

Это дает ученым дополнительное основание утверждать, что на протяжении некоторого времени вода на Марсе существовала не только в замороженном, но также в жидком состоянии. Потом, как полагают, вода начала испаряться, о чем свидетельствуют обнаруженные OMEGA на поверхности планеты сульфаты.

Предположение о том, что когда-то по поверхности Марса текли реки, подтверждается также снимками со стереокамеры HRSC, которая позволяет различать марсианские объекты диаметром до 10 метров. На переданных HRSC кадрах отчетливо видны следы эрозии марсианской поверхности, вызванные потоками воды.

Появление марсианских рек ученые связывают с деятельностью вулканов, которые растопили лед, находящийся под поверхностью планеты, в результате чего вода вытекла наружу.

Напомним, что Mars Express, принадлежащий Европейскому космическому агентству, обращается вокруг Марса с декабря 2003 года.

Посыпали пеплом