Ученые нашли в египетских пирамидах древний бетон

Сфинкс и пирамида Хефрена. Фото с сайта wikipedia.org

Группа французских и американских ученых нашла доказательства использования древними египтянами бетона при строительстве пирамид. Предполагается, что эта технология применялась на верхних уровнях сооружений. Результаты исследования, опубликованного во французском журнале "Science et Vie", цитирует лондонская газета The Times.

Исследователи проанализировали состав и кристаллическую решетку блоков известняка, использованного при возведении больших пирамид в Гизе. Выяснилось, что строители пользовались не только природным камнем, но и блоками, сделанными из подобия гидросмеси - искусственно полученного жидкого раствора известняка, смешанного с известью, золой и солью. В пользу "бетонной гипотезы" свидетельствует и внешний вид многих блоков: они плотны внизу, а в верхней части у них заметны пузырьки. Подобную структуру имели первые цементные блоки.

Гипотезу о бетоне, использовавшемся при строительстве пирамид, впервые выдвинул в конце 1970-х годов французский химик Жозеф Давидовиц (Joseph Davidovits). Проверкой его концепции занялись эксперт из французского агентства аэрокосмических исследований (ONERA) профессор Жиль Юг (Gilles Hug) и ученый из университета Дрекселя (Пенсильвания) Мишель Барсум (Michel Barsoum). Используя рентгеновские лучи, электронные микроскопы и плазменную горелку, они обнаружили следы "быстрой химической реакции, препятствовавшей естественной кристаллизации". Для природных камней такой феномен необъясним, зато он подтверждает искусственное происхождение известковых блоков. Давидовиц, в свою очередь, успешно опробовал изготовление бетонных конструкций из известняка: в Институте геополимеров в Сен-Квентине ему удалось за десять дней изготовить и высушить большой блок по гипотетической египетской технологии.

Противники теории Давидовица, Юга и Дрекселя утверждают, что для изготовления бетона древним египтянам требовались гигантские количества мела и угля. Кроме того, нет свидетельств использования форм для отливки блоков. По мнению сторонников традиционных взглядов на сооружение пирамид, египтяне обходились при строительстве только простыми механическими устройствами и неограниченными человеческими ресурсами.

People dance on the opening day of the Coachella Valley Music and Arts Festival in Indio, California, U.S. April 14, 2017. Беззаботно раздеты
Как проходит Коачелла — один из самых модных фестивалей в мире
Мохнатый рейх
Все о движении фурри — любителях носить костюмы зверей
Заработала на шпильки
Предприимчивые австралийки стали богаче на миллионы благодаря «женскому» бизнесу
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов