Власти Ирана обвинили гражданку Франции в незаконном владении древним рельефом из разрушенного города Персеполя. Судебное разбирательство проходит в Лондоне, и если его итогом станет признание иранского права собственности, то музеям и частным коллекциям во всем мире угрожает волна аналогичных исков, отмечает британская газета The Telegraph.
Рельеф с изображением воина, по-видимому, происходящий из "Зала аудиенций" Персеполя (VI-IV века до нашей эры), попал в поле зрения иранских властей, когда 85-летняя Дениз Берен (Denyse Berend) попыталась продать этот артефакт на лондонском аукционе Christie's в 2005 году. Лот был снят с торгов, поскольку представители Ирана определили его как краденый.
Первый раунд слушаний установил, что Дениз Берен является добросовестным приобретателем рельефа: она купила его законным образом, на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке в 1974 году. Однако теперь суду предстоит определить, к юрисдикции какой из двух стран относится артефакт. По иранским законам произведения искусства, созданные в древности на территории современного Ирана, являются собственностью государства. Но Дениз Берен покупала экспонат в согласии с французским правом.
Раскопки Персеполя, сожженного в 330 году до нашей эры солдатами Александра Македонского, в 1931-1934 годах начал немецкий археолог Эрнст Херцфельд (Ernst Herzfeld). Предположительно, рельеф, находящийся во владении Берен, был вывезен с территории Ирана после этого времени.