Найдена черная дыра рекордно малой массы

Черная дыра и аккреционный диск вокруг нее. Справа: звезда-компаньон, снабжающая аккреционный диск веществом. Изображение NASA/CXC/A. Hobar.

Обнаружена черная дыра рекордно малой массы, близкой к нижнему пределу масс для черных дыр звездного происхождения, сообщает NASA со ссылкой на доклад, представленный Николаем Шапошниковым и Львом Титарчуком на встрече Отделения астрофизики высоких энергий Американского астрономического общества.

Черная дыра находится в Млечном пути, в двойной системе (системе из черной дыры и обычной звезды, называемой звездой-компаньоном) XTE J1650-500, которая была открыта в 2001 году. Измерения Шапошникова и Титарчука показали, что масса черной дыры составляет 3,8 солнечной массы, что значительно меньше предыдущего рекорда – 6,3 солнечной массы.

Непосредственно наблюдать черные дыры нельзя: даже свет не может преодолеть их гравитационное притяжение. Изучать их свойства позволяет поведение соседних объектов, в частности аккреционных дисков – вращающихся дисков, вещество которых дыра постепенно поглощает. Очередная порция газа, перед тем как быть поглощенной черной дырой, образует раскаленную "пробку", испускающую рентгеновские лучи. Это излучение называется квазипериодическими колебаниями. Шапошников и Титарчук показали, что период квазипериодических колебаний зависит от массы черной дыры (чем меньше дыры, тем короче период) и, таким образом, научились определять массу, измеряя параметры рентгеновского излучения.

Точность измерения составляет около 0,5 солнечной массы. Черная дыра, диаметр которой должен быть примерно равен 24 километрам, – один из самых маленьких объектов, которые когда-либо были открыты за пределами Солнечной системы.

Масса дыры в XTE J1650-500 лежит близко к нижнему пределу масс для черных дыр звездного происхождения – тех, что образуются в результате коллапса крупной звезды. Точное значение этого предела неизвестно, но предположительно оно составляет две-три солнечной массы. Если ядро коллапсирующей звезды имеет меньшую массу, образуется не черная дыра, а нейтронная звезда.

Напомним, что недавно была обнаружена черная дыра, которой принадлежит противоположный рекорд среди дыр звездной массы. Ее масса составляет от 24 до 33 солнечных масс. Абсолютным рекордсменом по массе является черная дыра, входящая в квазар OJ287. Она относится к другой категории - сверхмассивных черных дыр - и ее масса составляет около 18 миллиардов солнечных масс.

Бегом в могилу