На сегодняшний день наибольшая часть арендаторов качественных офисных зданий Москвы представлена финансовым сектором, добывающими и перерабатывающими компаниями, компаниями-поставщиками бизнес-услуг, телекоммуникационными компаниями и компаниями-производителями товаров массового потребления. Такой вывод сделан в исследовании "Арендаторы московских офисов", проведенном компанией Jones Lang LaSalle.
Среди компаний финансового сектора, в силу большого клиентского потока и сильной имиджевой составляющей бизнеса, наиболее востребован класс "А" внутри Садового Кольца и сразу за его пределами. Сейчас в этой зоне сосредоточено более 50 процентов площадей, арендованных банками или принадлежащих им.
Спрос на офисные помещения со стороны добывающих и перерабатывающих компаний формируется по большей части российскими игроками. Крупные сырьевые компании предпочитают приобретать офисные здания в собственность. При этом класс "А" является наиболее предпочтительным вариантом, однако "B+" также вполне востребован. Однако большое количество крупных сделок маловероятно, так как большинство крупных компаний данного сектора уже имеют достаточно большие площади.
Российский рынок телекоммуникационных услуг активно развивается, и это положительно отражается на динамике спроса со стороны данного сектора. Помимо операторов мобильной связи, значительная часть спроса приходится на провайдеров мобильного контента, цифрового телевидения, интернет-услуг и т.п. Сдерживает спрос на качественные помещения необходимость для определенных компаний (в первую очередь операторов связи) размещать оборудование и технические службы, для чего в большинстве случаев выбираются помещения классов "B-" и "C". Наибольшим потенциалом обладают компании - поставщики телекоммуникационных решений и оборудования, решений в области интернета, а также мобильные операторы.
Компании начинают все чаще разделять фронт- и бэк-офисы, арендуя класс "А" для первого типа и класс "B" для второго. Из этого следует, что финансовые и кредитные компании, компании, оказывающие деловые услуги и традиционно активные в спросе на класс "А", начнут играть более активную роль в других классах.
Среда обитания