Американцы приступают к поискам пропавшего у побережья Эстонии самолета

Пассажиры и экипаж самолета "Калева" перед последним вылетом 14 июня 1940 года. Фото с сайта wikipedia.org

В пятницу, 30 мая, гидрографическое судно ВМС США "Патфайндер" начнет поиски обломков финского самолета "Калева", который потерпел катастрофу у побережья Эстонии 14 июня 1940 года, за три дня до официального вхождения этой прибалтийской республики в СССР. Американцев пригласили эстонские власти, которые безуспешно пытались выяснить судьбу самолета, начиная с 1991 года, сообщает CNN.

Предположительно обломки лежат на глубине 90 метров около островка Кери, расположенного примерно в 30 километрах к северо-востоку от Таллина. Поисковые работы продлятся около недели, пишет финская газета Helsingin Sanomat. В случае обнаружения обломков самолета, вопрос об их подъеме будет находиться в компетенции эстонских и финских властей.

"Калева" был транспортным самолетом марки Junkers Ju 52. Он принадлежал авиакомпании Aero, которая в настоящее время называется Finnair. На его борту находились девять человек - два члена экипажа и семь пассажиров, среди которых был один американский и два французских дипкурьера. Все они погибли при катастрофе.

Американский дипкурьер Генри Антейл (Henry Antheil) работал в американском посольстве в Хельсинки. Он пытался вывезти из дипмиссии США в Таллине секретные документы, так как уже было известно о скором вхождении Эстонии в СССР.

Эстонские и финские историки утверждают, что "Калева" был сбит советскими самолетами, которые за несколько дней до присоединения Эстонии к СССР установили воздушную и морскую блокаду прибалтийских государств. Однако ни Советский Союз, ни позднее Россия не признали причастность к гибели финского самолета.

Финляндия также не предъявляла официальных претензий к СССР. Некоторые исследователи полагают, что Хельсинки не хотел ссориться с Москвой спустя всего несколько месяцев после окончания Советско-финской войны 1939-1940 годов, в ходе которой Финляндия потеряла Карельский перешеек. Финская сторона назвала официальной причиной гибели самолета взрыв в фюзеляже, пишет эстонское издание DELFI.

Существуют предположения, что самолет был тайно поднят советской подлодкой, чтобы захватить американскую дипломатическую переписку. В Эстонии считают, что экспедиция к месту гибели "Калева" поможет пролить свет на эту загадку.

В пресс-релизе, распространенном американским посольством в Эстонии, указано лишь, что самолет "загадочным образом взорвался через десять минут после взлета из аэропорта Таллина в первый день советской блокады Эстонии во время Второй мировой войны". В документе отмечается, что крушение самолета прошло практически незамеченным, так как в этот день немецкие войска вступили в Париж.

Обсудить
Бывший СССР16:0020 ноября

Мертвые души

Какую цель преследует Киев, когда не замечает проблемы внутренних переселенцев
Они ушли
Русские покидают Сирию. Там остаются тысячи террористов, а войне не видно конца
«Этим проклятым американцам мы еще покажем!»
Афганцы полюбили русских и возненавидели США
Реджеп Тайип ЭрдоганВ спину не больно
Россия забыла обиды и взахлеб дружит с Турцией
Кровавый конвейер
На Гаити круглый год режут и свежуют скот
Тест: советские автомобили непонятного назначения
Угадай, какую работу выполняли эти машины
Все конкуренты флагмана Cadillac в России
Какие машины на российском рынке не обрадуются появлению СТ6
Самые редкие версии BMW M5
Эксклюзивные M5 для пуристов, арабских шейхов и просто прогулок с ветерком
Тест-драйв лучшей BMW M5
Знакомимся с первой полноприводной «эмкой» на серпантинах Португалии
«Меня не убили, просто развели»
Россиянка влюбилась по уши и лишилась жилья
Что-то встало за окном
Строения, вызывающие самые пошлые ассоциации
С собой не увезешь
Как живут российские олигархи за границей
Его ворсейшество
Бессмертные ковры возвращаются на стены российских квартир