Астрономы обнаружили самую маленькую планету вне Солнечной системы

Схема, иллюстрирующая искажения лучей света от звезды при прохождении пред ней другого объекта. Изображение с сайта macalester.edu/

Американские астрономы обнаружили самую маленькую планету вне Солнечной системы. О своем открытии они сообщили на встрече Американского астрономического общества в Сент-Луисе, штат Миссури.

Найденная планета, которую исследователи из Университета Нотр-Дам в Индиане назвали MOA-2007-BLG-192L, по размеру в три раза больше Земли. Звезду, вокруг которой обращается планета, можно назвать лилипутом: ее масса составляет около шести процентов массы Солнца. По словам астрономов, скорее всего, это коричневый карлик, внутри которого не протекают реакции термоядерного синтеза. MOA-2007-BLG-192L вращается вокруг звезды по орбите, радиус которой составляет около 70 процентов радиуса орбиты, по которой вращается Земля.

До сих пор все обнаруженные за пределами Солнечной системы планеты - их около 300 - по размеру были сравнимы с Юпитером: в большинстве своем они в несколько раз больше самой крупной планеты Солнечной системы. Для таких планет вероятность обнаружения жизни низка из-за действия сил притяжения.

Новая планета была обнаружена с помощью технологии микролинзирования. Она применяется для обнаружения темной материи и поиска отдаленных планет, масса которых сравнима с массой Земли. Феномен микролинзирования возникает, когда космический объект большой массы - например, звезда - проходит на фоне другого массивного объекта. При этом гравитация ближнего объекта "притягивает" свет, идущий от более далекого. В итоге, далекий объект выглядит ярче, чем обычно.

В том случае, если вокруг ближней к наблюдателю звезды обращается планета, свет, идущий от дальней звезды, искажается еще сильнее. В результате дальняя звезда кажется еще ярче. Несмотря на удобство этой технологии, астрономам требуется известная доля везения, чтобы "засечь" планету: время, в течение которого наблюдается усиления яркости света звезды, измеряется днями или даже часами.

Теоретически, планеты, масса которых сравнима с массой Земли, могут быть пригодны для жизни. Однако на практике наука пока не располагает средствами для доказательства наличия или отсутствия признаков жизни на отдаленных планетах.

Допрыгались