Гигантский астероид уничтожил рельеф половины Марса

Американские астрономы с помощью орбитального телескопа "Reconnaissance" определили истинный размер огромного кратера на Марсе, сообщается на сайте NASA. Свои выводы ученые опубликовали в журнале Nature. Вероятнее всего кратер является следом от столкновения с астероидом, который изменил облик планеты, уничтожив рельеф северного полушария. Авторы работы даже смоделировали произошедшее столкновение.

Кратер, который исследовали астрономы из Массачусетского технологического института и Лаборатории реактивного движения в Пасадене, получил название котлована Бореалиса (Borealis basin). До сих пор ученые не могли оценить размеры котлована, так как его края были скрыты продуктами деятельности вулкана Тарзис (Tharsis). Однако наблюдения показали разницу приблизительно в 30 километров в толщине коры Марса между низменными территориями в северном полушарии и гористой местностью в южном. Две основные территории, объясняющие происхождение такого перепада, предполагали, что на Марсе либо происходили подвижки мантии, либо планета столкнулась с огромным астероидом.

Ученые с помощью компьютерного моделирования "убрали" вулкан и смогли вычислить площадь кратера. Согласно их расчетам, площадь обнаруженного кратера превышает площадь Азии, Европы и Австралии. Длина кратера составляет около 8320 километров, а ширина - 10400 километров. По мнению ученых, его эллиптическая форма доказывает, что с Марсом столкнулся гигантский астероид. Согласно расчетам авторов работы, диаметр астероида, оставившего такую воронку и выровнявшего рельеф северного полушария, должен находится в пределах от 1600 до 2700 километров. Для сравнения, диаметр самого Марса составляет 6780 километров.

Авторы работы подчеркивают, что их исследование не является окончательным доказательством правомерности теории о столкновении Марса с астероидом, сообщают Nature News. Однако один из авторов этой теории, а ныне управляющий проектом марсоходов Mars Rover Стивен Скуайрес (Steven Squyres) считает, что работа ученых является существенным шагом на пути к подтверждению этой теории.

Ученые считают, что столкновение двух космических тел произошло около четырех миллиардов лет назад - в период формирования Солнечной системы. В это время огромное количество крупных объектов, еще не "утвердившихся" на своих орбитах, сталкивались друг с другом. Так, на Земле в этот период также наблюдалась сильная метеоритная активность, которая, согласно некоторым теориям, "занесла" на нашу планету жизнь.

Ксения СобчакПравда?!