Следы древних сверхновых обнаружили в Антарктике

В антарктических льдах ученым удалось обнаружить следы взрывов сверхновых. Работа авторов появится в журнале Nature, а ее препринт доступен на сайте arXiv.org.

Считается, что интенсивное гамма-излучение, возникающее в результате взрыва сверхновой, способно влиять на атмосферу Земли: оно приводит к росту "производства" оксида азота в ней. Именно следы подобных избытков оксида ученые искали в антарктических льдах.

В рамках исследования изучались образцы, добытые в 2001 году на японской станции Купол Фудзи. Глубина добычи выбиралась таким образом, что соответствовала льду, появившемуся в X и XI веках.

Анализ образцов позволил выявить резкие скачки содержания ионов оксида азота (NO3-) в образцах, образование которых по времени совпадает с крупными взрывами сверхновых SN 1006 и SN 1054, состоявшимися в 1006 и 1054 годах соответственно. Первый взрыв был, по мнению многих астрономов, самой яркой видимой на Земле вспышкой сверхновой за всю историю наблюдений, а в результате второго в космосе появилась Крабовидная туманность.

Кроме этого исследователям удалось обнаружить третий скачок содержания оксида азота в XI веке, которому не соответствует ни одна из известных сверхновых. По мнению ученых, это мог быть третий взрыв, который просто остался незамеченным китайскими и арабскими астрономами потому, что либо был виден только из южного полушария, либо был скрыт за облаками. Данный взрыв произошел в промежутке между 1060 и 1080 годами.

Помимо резких скачков ученым удалось обнаружить более плавные колебания, которые соответствуют 11-летним циклам солнечной активности.