Глаза сблизили слоновую акулу и человека

Слоновая акула. Фото пользователя Fir0002 с сайта flagstaffotos.com.au

Сингапурские ученые обнаружили у слоновых акул Callorhinchus milii пигменты, аналогичные тем, которые отвечают за цветовое зрение у людей. До сих пор считалось, что у такого примитивного существа как слоновая акула цветового зрения быть не может. Статья с описанием исследования опубликована в журнале Genome Research. Основные выводы работы представлены в сообщении Агентства по науке, технологиям и исследованиям Сингапура.

Ученым удалось установить, что гены, кодирующие три найденных пигмента, образовались у акул в результате дупликации - удвоения определенной последовательности. У человека пигменты, необходимые для цветового зрения, образовались по тому же механизму.

В другом исследовании группа ученых, в которую входили авторы описанной работы, показала, что белковые последовательности у слоновых акул эволюционируют медленнее, чем у других позвоночных. Это означает, что последовательность ДНК, в которой закодированы белки, также изменялась очень медленно.

Исследователи надеются, что полный сиквенс (расшифровка последовательности) ДНК слоновой акулы будет завершен к 2010 году. Тогда ученые смогут прямо сравнить геномы акулы и человека. Так как слоновые акулы выделились в отдельную ветвь около 450 миллионов лет назад, сравнительный анализ поможет многое узнать о механизмах эволюции генома.

Машины, которые не угонят