Исследователи выяснили местоположение "компаса" птиц

Европейская малиновка. Фото пользователя Merops с сайта wikipedia.org

Исследователи выяснили месторасположение структур, при помощи которых птицы ориентируются в магнитном поле Земли. Статья ученых опубликована в журнале Nature. Коротко о работе пишет Science News.

Перелетные птицы находят дорогу, ориентируясь на магнитное поле Земли. Несмотря на интенсивные исследования, ученые к настоящему моменту не смогли прийти к единому мнению относительно механизма работы птичьего "компаса" и его местонахождения. Две наиболее популярные гипотезы предполагают, что органы, воспринимающие магнитное поле, находятся либо в клюве птиц, либо в глазах. Согласно первой версии, "компасом" являются магниторецепторы, содержащие гранулы железа. Информация от этих рецепторов передается в мозг по тройничному нерву. Второй вариант подразумевает, что за восприятие магнитного поля ответственны светочувствительные клетки в глазах птиц, передающие сигнал в область мозга под названием кластер N (cluster N).

Чтобы проверить, какая из этих версий является правомерной, ученые решили повредить у птиц один из путей передачи и восприятия информации о магнитном поле. В качестве объекта эксперименты исследователи выбрали малиновок. Перед началом опыта ученые убедились, что все птицы нормально ориентируются как в естественном магнитном поле Земли, так и в искусственно созданном. Затем у одной части птиц был частично перерезан тройничный нерв, а у другой - поврежден кластер N. Повторные проверки показали, что после операции ориентацию потеряли только птицы из второй группы.

Недавно была опубликована работа, авторы которой прояснили другой момент, касающийся ориентации птиц в магнитном поле. Согласно результатам работы, изменение направления магнитного поля влияет на процесс передачи электронов, в которые вовлечены расположенные в глазах белки криптохромы.

Бандитский спецназ