Следы Большого Взрыва стали подтверждением темной энергии

Карта микроволнового фонового излучения, полученная исследователями. Изображение Nicolle Rager Fuller, NSF

Параметры микроволнового фонового, или реликтового, излучения подтвердили теорию о существовании темной энергии и темной материи. Такое заявление сделали ученые, опубликовавшие результаты длительного наблюдения этого излучения в статье в журнале The Astrophysical Journal. Коротко выводы авторов описаны в пресс-релизе Национальной ускорительной лаборатории SLAC.

Микроволновое фоновое излучение равномерно заполняет космическое пространство. Считается, что оно осталось со времен Большого Взрыва. Экспериментально реликтовое излучение было обнаружено в 1965 году. Изучение его параметров может дать астрономам информацию о первых моментах жизни Вселенной. Одной из отличительных характеристик реликтового излучения является высокая степень изотропности. Другими словами, свойства реликтового излучения одинаковы во всех направлениях.

Тем не менее, некоторые параметры микроволнового фонового излучения не являются абсолютно однородными. Авторы новой работы, работающие в рамках эксперимента QUaD (QUEST at DASI - название эксперимента происходит от названия двух приборов), сосредоточились на изучении его температуры и поляризации - направленности колебаний векторов электромагнитного излучения. Солнечное излучение, например, является неполяризованным, так как состоит из волн с различной поляризацией.

Считается, что исходно микроволновое фоновое излучение также было неполяризованным. Однако при столкновении с движущейся материей в реликтовом излучении образовался "сдвиг" поляризации. Составленная участниками проекта QUaD карта микроволнового фонового излучения содержит подробные данные о его поляризации. Изучение этого параметра позволило исследователям сделать выводы относительно особенностей распределения и движения материи в совсем юной Вселенной. По утверждениям ученых, их данные подтверждают космологические гипотезы, включающие темную энергию и темную материю. Некоторые оценки предполагают, что темная материя и темная энергия суммарно составляют до 95 процентов массы-энергии Вселенной. Ни одно из этих явлений на данный момент не обнаружено экспериментально.

Ученые постоянно предпринимают попытки обнаружить темную энергию и темную материю. Недавно появилось сообщение, что результаты работы телескопа "Ферми" не подтверждают существования темной материи. На днях появилась новость, что группа физиков попытается найти загадочную субстанцию при помощи сверхчистых кристаллов йодида натрия.