Астрономы зарегистрировали "антиматериальную" сверхновую

Астрономам впервые удалось зарегистрировать на практике редчайший тип сверхновых - так называемую сверхновую, взорвавшуюся из-за нестабильности пар (Pair-Instability Supernova - PISN). Статья ученых опубликована в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит New Scientist.

Обычно взрывы сверхновых являются результатом гравитационного коллапса ядра звезды, которое состоит из тяжелых элементов - продуктов термоядерного горения светила. При этом, в зависимости от массы исходного объекта, образуется компактный объект: черная дыра, нейтронная звезда или белый карлик. Однако, если масса светила составляет более 140 солнечных, то внутри ее высокоэнергетические фотоны, сталкиваясь с ядрами элементов, приводят к образованию пар электрон-позитрон в большом количестве.

В некоторый момент жизни звезды данный процесс начинает доминировать над остальными, в результате чего баланс давления внутри светила нарушается, и она взрывается. При этом никакого компактного остатка, характерного для более легких "коллег", после звезды не остается.

В рамках новой работы ученых интересовала сверхновая SN 2007bi, зарегистрированная в 2007 году, в карликовой галактике, расположенной на расстоянии 1,6 миллиарда световых лет от Земли. Сразу после взрыва сверхновая привлекла ученых своей необычайной яркостью. Дальнейшие наблюдения позволили обнаружить в останках звезды большое количество радиоактивного изотопа никеля 56Ni, что является характерным признаком PISN.

Ученые подчеркивают, что кандидаты на звание сверхновой, взорвавшейся из-за нестабильности пар, имелись и ранее (например, SN 2006gy), однако в их останках отсутствовали следы никеля. Астрономы надеются, что новые результаты помогут прояснить эволюцию Вселенной на ранних этапах ее развития. Считается, что именно сверхновые, аналогичные SN 2007bi, заполнили космос тяжелыми элементами.

Ксения СобчакПравда?!