Астрономы научились искать гамма-всплески "вслепую"

Сверхновая, "порождающая" гамма-всплеск. Изображение Bill Saxton, NRAO/AUI/NSF

Астрономам удалось обнаружить сверхновую, обладающими свойствами гамма-всплеска. Причем этот объект ученые нашли, не используя детекторы гамма-излучения. Работа специалистов опубликована в журнале Nature. Коротко исследование изложено в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории США.

Гамма-всплесками называют мощные выбросы жесткого электромагнитного излучения. Они могут длиться от нескольких миллисекунд до десятков минут. Считается, что по крайней мере часть гамма-всплесков формируется при взрыве сверхновых.

Обычно для поиска гамма-всплесков используют детекторы, улавливающие гамма-излучение. Авторы новой работы предложили иную технологию: при помощи массива телескопов VLA (Very Large Array) они регистрировали радиоволны. Анализируя собранные данные, ученые обнаружили, что сверхновая SN2009bb "отбрасывает" от себя материю со скоростью, близкой к скорости света. Такое "поведение" характерно как раз для сверхновых, производящих гамма-всплески.

По мнению авторов работы, новая технология позволит ускорить исследования гамма-всплесков. Во многих случаях луч жесткого излучения может быть направлен в сторону от Земли, поэтому детекторы гамма-излучения не засекут его. Возможно, именно по этой причине SN2009bb не была замечена раньше. Кроме того исследователи не исключают, что гамма-лучи могут "размазываться" и по другим причинам. Если эта гипотеза окажется правомерной, то без использования радиотелескопов многие гамма-всплески останутся невидимыми для астрономов.

В конце прошлого года "классический" метод позволил астрономам обнаружить рекордно удаленный гамма-всплеск. GRB 090423 находится на расстоянии 13,1 миллиарда лет. Это означает, что найденный гамма-всплеск не намного моложе Вселенной. Считается, что она образовалась около 13,2 миллиарда лет назад.

Посыпали пеплом