Астрономы заглянули внутрь Большого красного пятна Юпитера

Слева - изображение Большого красного пятна в ИК-диапазоне, полученное массивом VLT в 2008 году. Справа - изображение, полученное телескопом "Хаббл" в 2008 году. NASA/JPL/ESO and NASA/ESA/GSFC

Астрономы смогли измерить температуру в различных частях Большого красного пятна Юпитера - гигантского шторма, бушующего на газовом гиганте. Результаты новой работы приняты к публикации в журнал Icarus. Коротко они описаны на сайте Лаборатории реактивного движения.

Средняя температура пятна, диаметр которого в три раза больше диаметра Земли, составляет около 110 кельвинов (минус 163 градуса по Цельсию). Новые наблюдения позволили астрономам обнаружить более горячие завихрения. В частности, теплой является сердцевина пятна, окрашенная в интенсивный красный цвет. Разница в температурах составляет около 3-4 кельвинов. Именно из-за перепада температур между центром и внешними частями пятна циркуляция газов имеет различное направление: в центре они вращаются по часовой стрелке, а снаружи - против.

Также ученые показали, что холодные вихри присутствуют по краям пятна, и в этих местах различные газы опускаются вниз.

Для изучения пятна ученые использовали сразу несколько огромных телескопов. Так, в работе проанализированы данные, полученные массивом телескопов VLT (Very Large Telescope - очень большой телескоп) Европейской южной обсерватории, данные обсерватории Гемини (Gemini) и японского телескопа Subaru на Гавайских островах. Кроме того, ученые использовали информацию, полученную инфракрасным телескопом NASA на Гавайях. В итоге разрешение полученных изображений оказалось сравнимо с разрешением снимков, которые делает орбитальный телескоп "Хаббл".

Новые данные помогут астрономам выяснить механизмы, порождающие шторм. Совсем недавно другой коллектив ученых сделал еще одно интересное наблюдение: последние несколько десятилетий Большое красное пятно уменьшается в размерах. Кроме того, исследователи выяснили, что гигантский шторм поглощает своего младшего брата.

00:02 26 февраля 2017