Журнал Archaeology назвал главные открытия 2010 года

Один из артефактов, обнаруженных в царской гробнице в Эль-Сотсе в Гватемале. Фото предоставлено археологами Брауновского университета, которые вели раскопки

Журнал Archaeology, издаваемый Археологическим институтом Америки, назвал десять главных открытий 2010 года. Речь идет не только о раскопанных памятниках, но и о важных для археологии лабораторных прорывах. В список вошли:

• Гробница Гекатомна, царя Карии, юго-запад Турции, IV век до нашей эры. Захоронение с роскошными фресками и мраморным саркофагом было обнаружено не учеными, а полицией, выследившей "черных археологов".

• Палеолитические орудия труда в Плакиасе, южное побережье острова Крит. Это открытие перевернуло представления о древнем мореплавании и миграциях народов.

• Царская гробница в городе майя Эль-Сотс, Гватемала, IV век нашей эры. Среди находок - блюда с отрубленными пальцами и зубами, а также обгоревший труп младенца.

• Древние пирамиды в южноамериканских джунглях, провинция Хаен на севере Перу, рубеж IX-VIII веков до нашей эры.

• Британское исследовательское судно "Инвестигейтор", которое в 1850 году было отправлено на поиски пропавшей арктической экспедиции, но было затерто льдами и покинуто в 1853 году. Обнаружено канадскими исследователями в море Бофорта.

• Расшифровка генома неандертальца учеными из Института эволюционной антропологии в Лейпциге. Этот проект был запущен в 2006 году и продолжается до сих пор.

• Исследование детских захоронений на карфагенском Тофете, опровергнувшее традиционное представление о том, что карфагеняне практиковали массовые ритуальные детоубийства.

• Исследование останков афарского австралопитека Кадануумуу, позволившее отнести появление прямохождения у людей к периоду около 3,6 миллиона лет назад (примерно на 400 тысяч лет раньше, чем считалось прежде).

• Остатки старейшей протестантской церкви Нового света, Джеймстаун, штат Вирджиния, 1608 год. Помимо всего прочего, именно в этой церкви индейская принцесса Покахонтас в 1610 году сочеталась браком с английским поселенцем Джоном Рольфом.

• Щадящий метод радиоуглеродной датировки, предложенный американским ученым Марвином Роувом.

Также журнал Archaeology назвал "закрытие" (undiscovery) года - им признано опровержение теории, согласно которой американская культура Кловис погибла около 13 тысяч лет назад из-за взрыва кометы над Северной Америкой.

Кроме того, Archaeology в третий раз составил собственный список археологических объектов, находящихся под угрозой из-за природных и антропогенных факторов. В этот список вошли:

• Археологический парк на юге Калифорнии с множеством доисторических памятников. Там планируют построить обширный массив солнечных батарей в рамках кампании по развитию альтернативной энергетики, запущенной президентом США Бараком Обамой.

• Затонувшие корабли в Массачусетском заливе. Основная угроза - промышленная ловля рыбы огромными сетями, которые "прочесывают" морское дно.

• Древнеримский курорт Аллианой близ Пергама (нынешняя провинция Измир на эгейском побережье Турции). Прекрасно сохранившиеся античные строения, в том числе бани над геотермальными источниками, будут затоплены водохранилищем после ввода в эксплуатацию плотины Йортанлы. С протестами выступают как представители ЮНЕСКО, так и местная интеллигенция, в частности, певец Таркан.

• Пещера пловцов в Египте, знаменитая своими наскальными росписями, которым около 10 тысяч лет. Особенно популярной она сделалась после фильма "Английский пациент" (эпизод снимался не в самой пещере, а в декорациях, имитирующих ее), и с тех пор толпы туристов затаптывают пещеру.

• Руины ассирийской столицы Ашшура в центральной части Ирака, середина III тысячелетия до нашей эры. Город стоит на берегу Тигра, и река подмывает его.

• Обсудить