Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад поддержал предложения министра иностранных дел России Сергея Лаврова, направленные на возобновление переговоров по иранской ядерной программе. Об этом сообщает Agence France-Presse со ссылкой на заявление канцелярии иранского лидера.
Во вторник, 16 августа, Ахмадинеджад провел в Тегеране встречу с секретарем Совета безопасности России Николаем Патрушевым. По итогам встречи он заявил, что Иран готов сформулировать предложения по сотрудничеству в рамках "плана Лаврова". Патрушев, в свою очередь, пообещал учитывать мнение Ахмадинеджада и духовного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи при дальнейших переговорах.
Сергей Лавров озвучил свои предложения по поводу иранской ядерной программы 12 июля в Вашингтоне. Тогда глава российского МИДа заявил, что изоляция Ирана - тупиковый путь, а единственный способ разрешения конфликта - возобновление переговоров о сотрудничестве.
"План Лаврова" предусматривает постепенное расширение взаимодействия Ирана и Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). В частности, предлагается шаг за шагом смягчать карательные меры в отношении Тегерана в обмен на выполнение требований МАГАТЭ. По мнению Лаврова, каждый конкретный, а не декларативный шаг Ирана заслуживает поощрения в виде "замораживания, а затем, по мере движения вперед, сокращения объема санкций".
Власти многих стран и международные организации подозревают Тегеран в том, что он под видом мирной атомной программы разрабатывает ядерное оружие. В связи с этим 9 июня 2010 года Совбез ООН ввел против Ирана расширенные санкции, включающие запрет на поставку в эту страну вооружений. Кроме того, США запретили экспортировать в Иран нефтепродукты, а Евросоюз ввел запрет на инвестиции, техническое сотрудничество и поставку оборудования, которое может быть использовано в ядерной программе.
Вскоре после введения санкций иранские власти объявили о начале строительства нового ядерного реактора, предназначенного для исследовательских целей. 21 июня 2010 года двум инспекторам МАГАТЭ запретили въезд на территорию Ирана, так как их якобы уличили в разглашении конфиденциальной информации. Через несколько дней Ахмадинеджад заявил, что все переговоры по иранской ядерной программе приостановлены.
Руководство Ирана неоднократно заявляло о том, что не намерено отказываться от разработок по обогащению урана. Тегеран настаивает на том, что его ядерная программа носит исключительно мирный характер.