Биологи впервые запрограммировали геном

Saсcharomyces cerevisiae. Фото пользователя Masur с сайта wikipedia.org

Ученые создали дрожжи с частично синтетическим геномом. Статья ученых появилась в журнале Nature, а ее краткое изложение приводит Nature News и РИА Новости. Это первый успешный опыт подобного рода с эукариотами - организмами, клетки которых содержат ядра и иные сложные структуры.

В рамках исследования ученым удалось удалить некоторые фрагменты из шестой и девятой хромосомы, после чего в них были встроены синтетические участки - в общей сложности изменению подверглось около одного процента генома дрожжей. Хромосомы биологи пересадили в клетку грибка Saccharomyces cerevisiae, получив на выходе вполне жизнеспособную колонию организмов.

Искусственная часть генома стала основой системы SCRaMbLE, которая способна при помощи специального фермента, Cre-рекомбиназы, вырезать и менять местами куски генома (то есть вызывать всплеск мутаций). Система активировалась в присутствии гормона эстрогена. Как показали опытные испытания, активацию SCRaMbLE переживает около 1 процента грибков, однако, полученные в результате дрожжи обладают интересными свойствами.

Новая работа была положительно встречена другими биологами. "Полученные дрожжи оказываются фантастически устойчивыми, - приводит Nature News слова Энди Эллингтона, биолога из Техасского университета, который не принимал участие в работе. - Многие из нас были уверены, что они не выживут, либо избавятся от внесенных в геном изменений". Вместе с тем специалисты полагают, что если система SCRaMbLE будет затрагивать большое количество генов, то вид будет нежизнеспособным.

Новая работа является не первой статьей такого рода. Например, в мае 2010 года ученым удалось получить жизнеспособную паразитическую бактерию Mycoplasma mycoides с почти полностью синтетическим геномом (который, однако, почти не отличался от естественного, просто был собран из искусственно синтезированных кусков).

Парное выступление