Физики разработали метод исследования картин Рембрандта

Исследовательская копия «Портрета пожилого человека»

Ученые разработали метод спектроскопии, благодаря которому можно рассмотреть первоначальные изображения на холстах Рембрандта. Работа опубликована в журнале Journal of Analytical Atomic Spectrometry (полученное изображение попало на обложку выпуска) а ее краткое содержание можно прочитать на сайте синхротронного исследовательского центра DESY.

Первоначальные исследования показали, что под основным изображением на «Портрете пожилого человека в военном костюме» находится другой портрет. Рассмотреть его используя существующие методы рентгеновской, нейтронной и инфракрасной спектроскопии до сих пор не удавалось. Трудности, по словам ученых, были связаны с тем, что работая над новым изображением Рембрандт (в отличие, например, от Ван Гога) использовал практически те же самые по химическому составу краски.

В новой работе для изучения холста авторы предложили использовать метод рентгеновской флюоресценции MA-XRF. Суть его заключается в том, что под воздействием жесткого излучения некоторые содержащиеся в пигменте атомы поглощают и переизлучают фотоны определенной длины волны. В частности, таким способом можно увидеть распределение на картине ртути, содержащейся в киновари HgS, которую Рембрандт (как показали предварительные исследования) использовал исключительно для тонирования кожи.

Чтобы опробовать метод и не подвергать преждевременному риску оригинал, ученые создали копию работы, точно имитирующую ее химический состав. Затем были получены «сквозные» изображения копии используя разные источники рентгеновского излучения на синхротронах в США и Германии.

В результате, ученым удалось доказать, что разработанный метод позволяет рассмотреть картину в рекордных подробностях. Авторы надеются, что музей, который владеет в настоящее время картиной, позволит провести соответствующее исследование оригинала.

Холст, который стал объектом исследования, был написан Рембрандтом ван Рейном в 1630-1631 годах. Рембрандт известен тем, что часто повторно использовал свои холсты. Метод, разработанный авторами, может пригодится для исследования многих его работ.

Недавно другая картина Рембрандта стала объектом исследования физиков, занимающихся прохождением света сквозь биологические ткани. Ученые опровергли гипотезу о том, что модель, позировавшая мастеру для «Вирсавии» страдала раком груди.

Как купить мушкет