Фонд развития гражданского общества предложил увеличить государственное финансирование некоммерческих организаций. В своем докладе фонд также предлагает усилить контроль за распределением грантов, сообщает 15 марта «Независимая газета».
Глава фонда Константин Костин в интервью газете заявил, что некоммерческий сектор недофинансирован. По его словам, оценка Росстата, согласно которой на содержание НКО ежегодно расходуется около 80 миллиардов рублей, не соответствует действительности. В реальности, по мнению Костина, НКО получают около 30 миллиардов рублей.
Авторы доклада предлагают два основных способа увеличения поступления денег в сферу НКО. Во-первых, предлагается передать таким организациям некоторые госуслуги. Вторая мера — создание благоприятной налоговой обстановки для тех, кто финансирует НКО. Вместе с тем, как отмечает в обзоре доклада «Коммерсантъ», в 2013 году финансирование НКО через грантовые программы выросло вдвое по сравнению с 2012 годом.
Помимо увеличения финансирования, предлагается создать новую структуру управления НКО. Фонд поддерживает тенденцию укрупнения некоммерческих организаций. Для целевого распределения грантов предлагается создать национальных операторов по семи стратегическим направлениям: социальная помощь, социально-культурная деятельность, правозащита, военно-патриотическая деятельность, экология, дети, здравоохранение, религия (четыре основные конфессии).
Правозащитники отнеслись к инициативе фонда со сдержанным оптимизмом. В интервью «НГ» глава Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева заявила, что уже давно предлагала освободить благотворительную деятельность бизнеса от налогов. Вместе с тем, по мнению Алексеевой, централизованная система распределения грантов может привести к тому, что средства будут поступать только в приближенные к чиновникам организации.
В 2012 году было принято два законодательных акта, ограничивающих деятельность НКО на территории России. В ноябре вступил в силу закон, обязывающий все некоммерческие организации, получающие зарубежное финансирование, регистрироваться в качестве иностранных агентов. С 1 января 2013 года вступил в силу так называемый «антимагнитский» закон, одно из положений которого запрещает НКО, занимающиеся политической деятельностью и финансируемые из США.