Гамма-всплеск помог рассмотреть раннюю «невидимую» галактику

Гамма-всплеск в представлении художника

Ученым из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики с помощью анализа послесвечения гамма-всплеска удалось рассмотреть крайне удаленную раннюю галактику, которая недоступна для прямого наблюдения. Исследование опубликовано в журнале The Astrophysical Journal (препринт), кратко о его результатах можно прочитать на сайте астрофизического центра.

Послесвечение гамма-всплеска вызывается быстрым разогреванием вещества, которое окружает взорвавшуюся сверхновую. Проходя через галактику, оно частично поглощается веществом, поэтому его спектральный анализ способен рассказать о химическом составе звездного скопления.

Гамма-всплеск GRB 130606A был зафиксирован специализированной орбитальной обсерваторией Swift шестого июня. Он длился всего четыре минуты (что довольно много для гамма-всплеска) и уже через несколько часов астрономам удалось организовать наблюдение за вызванным им послесвечением. Спектр послесвечения был получен с помощью телескопов MMT в Аризоне и «Джемини» на Гавайях.

Вызвавший всплеск взрыв сверхновой произошел 12,7 миллиардов лет назад. Галактики, которые в это время существовали во Вселенной, относятся к очень ранним (Большой взрыв датируется 13,7 миллиардами лет назад). По словам ученых, прямое наблюдение за звездами настолько удаленной галактики невозможно, поэтому взрыв сверхновой стал удачной возможностью определить состав ранней галактики. Так, ученым удалось установить, что по сравнению с Млечным путем она содержала примерно в десять раз меньше элементов тяжелее лития. Такие элементы не существовали до начала свечения первых звезд. Знание об их накоплении имеет важное значение для понимания процессов развития ранней Вселенной.

Брить или не брить