Генетики научились различать однояйцевых близнецов

Хроматограммы секвенирования одного из SNP у участников эксперимента. Разными цветами показаны разные нуклеотиды. Стрелки указывают на наличие полимофизма.

Немецкая компания Eurofins разработала первый генетический тест, который способен различать однояйцевых близнецов. Ранее это было возможно только в нескольких особых случаях. Описание технологии опубликовано в журнале Forensic Science International, кратко о ней можно прочитать в пресс-релизе компании.

Работа проводилась при участии двух однояйцевых близнецов и сына одного из них. Генетикам удалось обнаружить отличия в геноме мужчин, которые позволяют однозначно определить, кто из них двоих является отцом.

Суть метода заключается в ультра-глубоком (то есть многократном) секвенировании выделенной из спермы мужчин ДНК и последующем поиске однонуклеотидных вариаций (SNP) в двух прочтенных последовательностях. Многократное секвенирование одного и того же генома требуется для того, чтобы снизить уровень ошибок до значения, которое позволяет найти единичные замены в полностью идентичных последовательностях. В ходе эксперимента генетикам пришлось прочитать геном каждого из троих участников в среднем 94 «стандартных» раза.

Для участвовавших в эксперименте отца и сына ученым удалось найти пять SNP, которые были общими для них двоих, но отличались у дяди-близнеца.

Как ранее было предсказано в теоретическом эксперименте, хотя бы одно такое различие должно существовать у 80 процентов однояйцевых близнецов. Однако, до сих пор экспериментально удавалось продемонстрировать только эпигенетические различия, то есть различия в химической модификации ДНК и гистонов, а не в самой последовательности нуклеиновой кислоты. Эти модификации, однако, наследуются далеко не всегда, что в общем случае делает невозможным определение отцовства. В криминологии эпигенетические различия до сих пор не применялись.

Вариации в ДНК у близнецов возникают по ходу индивидуального развития после начала деления зиготы. Наследуются такие отличия, однако, только в том случае, если мутантные клетки попадают в половую линию. Таким образом, временное «окно» для появления наследуемых мутаций у однояйцевых близнецов оказывается очень узким.

Невозможность отличить однояйцевых близнецов с помощью стандартных тестов ДНК стала причиной нескольких юридических казусов. Например, в Малайзии в 2009 году судья была вынуждена оправдать обоих близнецов, чтобы не наказать невиновного, хотя была уверена в виновности одного из них.

00:03 25 августа 2016
Вид с Proxima b на Проксиму Центавра (в представлении художника)

Внесистемная позиция

У ближайшей к Солнцу звезды открыли «вторую Землю»
Где золото моют
Репортаж «Ленты.ру» с золотого прииска в Якутии
Ваши мечты не сбудутся
Почему «Газпром» заставляет ветеранов и многодетных родителей сносить свои дома
Путин в образе
Как партии используют президента в предвыборной кампании
Валерий Газзаев«В спорте, как и в политике, — все специалисты»
Зачем Валерий Газзаев уходит из большого спорта в большую политику
Си Цзиньпин и Владимир ПутинНа пути к союзу?
Как далеко может зайти сближение России и Китая