Новости партнеров

Ученые определили область возникновения мощных гамма-всплесков

Изображение: NASA JPL/ CalTech

Астрономы Германии, Швеции, США и Испании обнаружили, что источник мощных гамма-всплесков от джетов находится в непосредственной близости к сверхмассивным черным дырам. Статья авторов опубликована в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, кратко с ней можно ознакомиться на сайте Phys.org.

К такому выводу ученые пришли, систематически наблюдая постоянные временные задержки между вспышками в радио- и гамма-диапазонах в различных галактиках. Астрономы обнаружили, что радиовсплеск отстает от гамма-вспышек примерно на две недели. Ранее ученые не знали, в какой области джета происходят гамма-вспышки: считалось, что они могли иметь место и на дальнем конце джета, в значительном удалении от черной дыры.

В своем исследовании ученые изучали радио- и гамма-всплески, используя данные от программы F-GAMMA и космического гамма-телескопа НАСА «Ферми». F-GAMMA использует три однозеркальных телескопа, два из которых расположены в Эффельсберге в Германии и один — в Пико Велете в Испании. С помощью этих обсерваторий астрономы в течение нескольких лет изучили около 60 вспышек в активных галактиках.

Джет — струя плазмы, выбрасываемая с околорелятивистской скоростью из центра активных галактик (то есть галактик, в центре которых находится активная сверхмассивная черная дыра); как правило, имеет две струи, направленные противоположно друг другу и перпендикулярно диску галактики. Эти струи образуются в результате отталкивания магнитным полем части плазмы, образующейся в результате аккреции вещества на черную дыру.

В своем исследовании ученые впервые обнаружили связь между вспышками в гамма- и радиодиапазонах, а также, используя найденную корреляцию, локализовали участок джета, на котором происходит гамма-всплеск. Работа ученых позволяет лучше понять природу образования релятивистских струй и структуру активных ядер галактик.

Наука и техника00:02 6 ноября 2020

В ожидании чуда

Путин недоволен «Роскосмосом». Что ждет космические программы России?