Найден мозг самого древнего хищника на Земле

Аномалокарис

В окаменелости нового вида аномалокарисов — первых хищников планеты, обитавших в раннем кембрии 520 миллионов лет назад, — палеонтологи нашли отлично сохранившейся отпечаток мозга. Этот орган оказался очень примитивным: мозги многих жертв аномалокарисов были устроены куда сложнее. Об открытии рассказывается в последнем номере журнала Nature.

Аномалокарисы — это род ископаемых морских членистоногих. Их отличают два устрашающего вида выроста в передней части морды. Ученые до сих пор не знают, какие организмы стали потомками этих вымерших еще в середине кембрия животных. Однако устройство мозга нового вида Lyrarapax unguispinus указало на сходство аномалокарисов с современными онихофорами, или бархатными червями, — активными наземными хищниками, которые питаются пауками и насекомыми. Их размер варьируется от двух до 20 сантиметров.

Онихофор отличает простой мозг, расположенный над ртом, и пара ганглий — групп нервных клеток — у основания зрительного нерва. И такую же структуру палеонтологи обнаружили у аномалокариса. Кроме того, устрашающие выросты у кембрийских хищников совершенно не похожи на усики современных насекомых и ракообразных. Среди ныне живущих существ аналогичные отростки есть только у бархатных червей.

Палеонтологи впервые смогли установить родственные отношения между современными и вымершими членистоногими, не только сравнивая размер и форму их выростов, но и определив анатомическое устройство мозга.

Тот факт, что мозг самого первого хищника был устроен примитивнее, чем у его жертв, натолкнуло ученых на мысль, что появление мощных хищников подстегнуло эволюцию нервной системы. Вероятно, животные научились быстро замечать и реагировать на опасность, а также улучшили координацию движения, что необходимо во время погони.

00:02 26 февраля 2017
После большевистской попытки захвата власти 3-4 июля 1917 года в Петрограде

«События в столице застали Ильича врасплох»

Как Сталин, Ленин и Троцкий провели «жаркий» июль 1917 года
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Man and woman eating from a pot and a pail on a street corner, 1940-1944Разборки в гетто
Страх, ужас и безысходность на снимках лодзинского фотографа
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Невспаханная «Нива»