Новости партнеров

Первобытные люди занимались профилактикой кариеса еще до земледелия

Первобытные люди употребляли в пищу растения, а также использовали их в качестве лекарственного средства за тысячи лет до появления земледелия, утверждают авторы археологического исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE. Ученые проанализировали химический состав зубного камня, найденного на зубах древних обитателей стоянки Аль-Хидай (Центральный Судан).

Аль-Хидай известен прежде благодаря могильнику, где сохранились останки людей эпохи мезолита, неолита и даже периода Мероэ (IV век до нашей эры — IV век нашей эры). Карен Харди (Karen Hardy) из Барселонского автономного университета и ее коллеги взяли зубы, относящиеся ко всем этим эпохам, и нашли там следы крахмалов, характерных для клубеньков сыти круглой (Cyperus rotundus). Это растение в тропиках и субтропиках сейчас считается «сорняком номер один»: оно быстро разрастается и с трудом поддается выкорчевыванию.

Для древних жителей исторического региона Судана клубеньки с подземных побегов сыти были важным источником углеводов. Кроме того, ее волокна блокируют размножение бактерий Streptococcus mutans — одного из виновников кариеса. И в самом деле, на зубах древних людей археологи почти не нашли следов этого заболевания.

Кроме того, ученые выяснили, что обитатели Аль-Хидая ели и другие растения. Исследователи полагают, что первобытные жители этой местности могли по-разному использовать растения. Так, клубеньки сыти круглой сжигали, видимо, чтобы отгонять насекомых. Также съедобную флору варили, жарили и, возможно, изготавливали из растений веревки.

Токсичные отношения

США открыли десятки генетических лабораторий на границе с Россией. Что они скрывают?
Наука и техника00:02 7 ноября

«Красные и белые не примирятся никогда»

Гражданская война кончилась сто лет назад. Почему она до сих пор разделяет Россию?