В космосе обнаружен новый источник мощного гамма-излучения

Вспышка новой: сброс газовой оболочки белым карликом (слева)

Астрофизики обнаружили в космосе неизвестный ранее источник гамма-излучения от новой звезды. В результате каждой вспышки новая выбрасывает в окружающее пространство энергии до ста тысяч раз больше, чем излучает Солнце в год. Новые звезды в большинстве случаев представляют из себя систему тесно связанных двух звезд. Результаты своего исследования авторы опубликовали в журнале Science, а кратко с ними можно ознакомиться на сайте НАСА.

Одна из звезд в такой системе является белым карликом, на который аккрецируется вещество со звезды-компаньона. Это вещество накапливается на поверхности звезды и, достигая критического значения, ударной волной сбрасывается в открытый космос. Этот процесс сопровождается выбросом мощного гамма-излучения в окружающее пространство, которое и регистрирует телескоп.

Сброс газовой оболочки с белого карлика почти не изменяет его и приводит к началу нового цикла образования оболочки. Периодичность процесса составляет от тысячи до десяти тысяч лет в зависимости от типа звезды-компаньона, с которой происходит аккреция.

Новый источник гамма-излучения ученые обнаружили с помощью Космического гамма-телескопа Ферми. Эта обсерватория на низкой околоземной орбите исследует в гамма-спектре космические процессы, происходящие в ядрах галактик, пульсарах и других источниках гамма-излучения высокой интенсивности.

Наблюдения с гамма-телескопа Ферми позволили установить, что новые излучают столь мощную энергию. Впервые это удалось наблюдать в новой под названием V407 Cygni, когда в марте 2010 года взаимодействие белого карлика и красного гиганта — звезды, в сто раз большей Солнца, привело к мощному выбросу гамма-радиации.

Ученые посчитали, что V407 Cygni является редким объектом, однако телескоп обнаружил вспышки еще трех новых звезд: V339 Delphini в августе 2013 года, V1324 Scorpii в июне 2012 года и V959 Monocerotis в июле того же года.

Астрономы полагают, что в нашей Галактике ежегодно происходит от 20 до 50 вспышек новых. В большинстве случаев излучение от них остается незамеченным из-за космической пыли и больших расстояний. Все обнаруженные учеными новые находятся от девяти тысяч до 15 тысяч световых лет от Солнца.

Рисунок любви