Астрофизики проследили за взрывом сверхновой в тесной двойной звезде

Остаток от взрыва SN 1604

Международный коллектив астрофизиков наблюдал расширение фаербола (огненного шара) от взрыва сверхновой. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature.

Ученым удалось определить параметры расширяющегося фаербола — огромного шара из горячей материи и излучения, сорвавшегося в результате взрыва сверхновой с поверхности белого карлика — звезды с массой, сравнимой с солнечной, и радиусом, как у Земли. Распространение такого объекта сопровождается сильным свечением и приводит к постепенному охлаждению его материи.

Сам взрыв был спровоцирован термоядерными реакциями слияния ядер водорода на поверхности звезды. Общая толщина слоя участвующей в реакции материи составляет около 200 метров, а сама она началась в нижней части слоя из-за высокого давления, вызванного гравитацией белого карлика.

Новая Дельфина 2013 — тесная двойная звезда, состоящая из белого карлика и своего компаньона-сверхгиганта. Система открыта 14 августа 2013 года японским астрономом-любителем в созвездии Дельфина и находится на расстоянии почти 15 тысяч световых лет от Земли.

Свои наблюдения ученые проводили в несколько этапов. В общей сложности они зафиксировали расширение шара со скоростью более 600 километров в секунду от размера, равного диаметру орбиты Земли (в течение первого часа наблюдений) до диаметра орбиты Нептуна (на 43 сутки). За это время радиус фаербола в размерах увеличился в 20 раз. Форма фаербола не была строго сферической, а походила скорее на эллипсоид. Это позволило ученым сделать выводы о несимметричном характере выброса материи с поверхности белого карлика.

Афганский груз