Астрофизики проследили за взрывом сверхновой в тесной двойной звезде

Остаток от взрыва SN 1604

Международный коллектив астрофизиков наблюдал расширение фаербола (огненного шара) от взрыва сверхновой. Результаты своих исследований авторы опубликовали в журнале Nature.

Ученым удалось определить параметры расширяющегося фаербола — огромного шара из горячей материи и излучения, сорвавшегося в результате взрыва сверхновой с поверхности белого карлика — звезды с массой, сравнимой с солнечной, и радиусом, как у Земли. Распространение такого объекта сопровождается сильным свечением и приводит к постепенному охлаждению его материи.

Сам взрыв был спровоцирован термоядерными реакциями слияния ядер водорода на поверхности звезды. Общая толщина слоя участвующей в реакции материи составляет около 200 метров, а сама она началась в нижней части слоя из-за высокого давления, вызванного гравитацией белого карлика.

Новая Дельфина 2013 — тесная двойная звезда, состоящая из белого карлика и своего компаньона-сверхгиганта. Система открыта 14 августа 2013 года японским астрономом-любителем в созвездии Дельфина и находится на расстоянии почти 15 тысяч световых лет от Земли.

Свои наблюдения ученые проводили в несколько этапов. В общей сложности они зафиксировали расширение шара со скоростью более 600 километров в секунду от размера, равного диаметру орбиты Земли (в течение первого часа наблюдений) до диаметра орбиты Нептуна (на 43 сутки). За это время радиус фаербола в размерах увеличился в 20 раз. Форма фаербола не была строго сферической, а походила скорее на эллипсоид. Это позволило ученым сделать выводы о несимметричном характере выброса материи с поверхности белого карлика.

С братским приветом
В убийстве Ким Чен Нама официально обвинили Пхеньян
TEHRAN, Nov. 19, 2015 (Xinhua) -- Iranian engineers work at the South Pars gas field at the southern Iranian port of Assalouyeh, Iran, Nov. 19, 2015. The South Pars/North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. The South Pars or North Dome field is a natural gas condensate field located in the Persian Gulf. It is one of the world's largest gas fields, shared between Iran and Qatar. (Xinhua/Ahmad Halabisaz) (Credit Image: Global Look Press via ZUMA Press)
Photographer: © Ahmad HalabisazПризрачная угроза
Сможет ли иранский газ бросить вызов интересам России?
Фантастическая четверка
Люди со сверхъестественными способностями помогут ученым победить болезни
Мимимиметр сломался
Азиатский бум на умилительных собак пришел в Instagram
«Местные со мной два года не здоровались»
История программистки из Москвы, переехавшей в итальянские Альпы
Я не знаю, как она это делает
Личный опыт: быть фитнес-звездой Instagram и многодетной матерью одновременно
Тест: автомобиль на льду. Газ в пол или выпрыгиваем?
Хитрый тест на знание базовых правил управления автомобилем на льду