Ученые доказали увеличение размеров животных по ходу эволюции

Ученые доказали направленность эволюции в сторону увеличения размеров животных. Это первое подтверждение закона Копа, названного так в честь американского палеонтолога XIX века Эдварда Копа. Несмотря на столь значимые исключения, как гигантские динозавры, со времени возникновения жизни фауна планеты становится все больше по размеру. Исследование представлено в журнале Science, а коротко о нем сообщает Discovery News.

Закон Копа уже доказывали применительно к лошадям и людям (которые за исторические тысячелетия сильно вытянулись вверх), но Джонатан Пэйн (Jonathan Payne), палеобиолог из Стэнфордского университета, решил проверить этот закон на морской фауне. Ученые собрали базу данных по динамике размера взрослых особей в 17 тысячах родах пяти основных групп морских животных — членистоногих, плеченогих, хордовых, иглокожих и моллюсков. Всего исследователи учли до 75 процентов всех морских родов, останки которых сохранились в палеонтологической летописи, и почти 60 процентов всех групп, когда-либо живших на Земле.

Выяснилось, что за последние 542 миллиона лет со времен кембрия средний размер морских животных вырос в 150 раз. «Есть разница между морскими ежами длиной в пять и тридцать сантиметров. Это настоящий скачок», — поясняет ведущий автор статьи Ноэль Хайм (Noel Heim).

Ученые также обнаружили, что рост размера тела не носит однородный характер: этот процесс связан прежде всего с увеличением разнообразия в рамках родов и семейств, которые уже в самом начале эволюции были крупнее своих конкурентов. «По причинам, которые мы еще не до конца понимаем, классы с большой массой тела со временем становятся более разнообразными», — говорит Пэйн. Вероятно, большой размер позволяет быстрее двигаться, глубже закапываться и ловить более крупную добычу.

Однако людям не стоит опасаться встретить муравьев или мух размером с собаку. Увеличение размеров — это крайне медленный эволюционный процесс, и занимает он сотни поколений.

Самым важным результатом исследования для ученых было обнаружение четкого и безусловного закона эволюции. «Если размер тела за миллионы лет эволюции меняется только в одном направлении, то нельзя ли найти аналогичные тенденции и в других свойствах живых существ?» — задается вопросом Пэйн.

Как купить мушкет