Марина Абрамович поделилась сценарием собственных похорон, которые станут ее последним перформансом с живой музыкой, ярким дресс-кодом и черным юмором. Сербская художница пожелала, чтобы после ее смерти изготовили еще два муляжа «Марины» для захоронения в трех городах: Белграде, Амстердаме и Нью-Йорке, сообщает The Guardian.
«Похороны — последний след, который можно оставить после себя», — заявила 68-летняя Абрамович в речи для Kaldor Public Art Projects в Сиднее. По задумке художницы, на ее похоронах должна спеть ее близкая подруга Энтони Хегарти из группы Antony and the Johnsons, в чьем клипе на песню Cut the World Абрамович снялась в 2012 году вместе с американским актером Уиллемом Дефо.
Спланировать поминальную службу Абрамович решила после смерти писательницы Сюзен Зонтаг в 2004 году и ее похорон на кладбище Пер-Лашез в Париже. «Это были самые печальные похороны, на которых я была в своей жизни, а она была одной из величайших личностей, которых я встречала, — делится художница, — Когда я вернулась в Нью-Йорк, я направилась прямиком к своему адвокату и сказала, какими должны быть мои похороны. Потом я написала весь сценарий».
Марина Абрамович — сербский мастер перформанса, обладательница премии «Золотой лев» 47-й Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» в память о жертвах войны в Югославии. В 2010 году в Нью-Йоркском музее современного искусства состоялась выставка художницы, где Абрамович провела перформанс «В присутствии художника». Он длился 716 часов и 30 минут, во время которых она посмотрела в глаза 1500 людям.