Крупнейший в России производитель грузовых железнодорожных вагонов — научно-производственная корпорация «Объединенная вагонная компания» («НПК ОВК») — объявил об изменениях в составе акционеров. Новым акционером с пакетом в 13,1 процента стало ОАО «РОНИН Траст», говорится в сообщении ОВК.
Как отмечается в пресс-релизе, изменение долей произошло в результате сделок, которые состоялись на Московской бирже. Доля основного акционера НПК ОВК компании ICT Holding Ltd. (владеет акциями НПК ОВК через United Wagon Plc) снизилась с 87,78 процента до 74,71 процента.
Несмотря на очередное сокращение своей доли в уставном капитале, группа ИСТ, «остается контролирующим акционером ОВК и продолжает рассматривать грузовые железнодорожные перевозки и производство подвижного состава как стратегическое направление своей инвестиционной деятельности», следует из заявления вице-президента группы ИСТ и директора ICT Holding Константина Янакова.
«РОНИН Траст» консолидировало свой пакет в течение нескольких месяцев, скупая акции на Московской бирже. Как отмечают участники рынка, делается это для того, чтобы избежать резких колебаний цены акций в результате спекуляций, которые неизбежны при появлении интереса к бумаге со стороны крупного инвестора.
«РОНИН Траст» специализируется на управлении активами институциональных, корпоративных и частных инвесторов. Также компания управляет паевыми инвестиционными фондами недвижимости. Среди клиентов компании 12 негосударственных пенсионных фондов, юридические и физические лица. Скорее всего, акции приобретены в пользу сразу нескольких клиентов для диверсификации их инвестиционных портфелей.
Как отмечает аналитик ВТБ Капитал Владимир Беспалов, состоявшаяся сделка выгодная. «Железнодорожная транспортная отрасль является одной из базовых отраслей российской экономики. Поэтому решение о покупке на низком рынке отраслевого лидера, которым является ОВК — это выгодное вложение средств инвесторов. Мы считаем, что компания обладает значительным потенциалом роста. Поэтому для целей длительных инвестиций такая сделка абсолютно оправданна».
Накануне ОВК обнародовала результаты первого полугодия за 2015 год по МСФО, согласно которым выручка группы превысила 17 миллиардов рублей, что сопоставимо с выручкой за весь 2014 год. Объем выпуска вагонов составил 5,9 тысячи, что в 1,3 раза больше показателя за тот период 2014 год. За весь 2014 год компания выпустила 9,6 тысячи вагонов повышенной грузоподъемности (25 тонн на ось) с улучшенными техническими характеристиками.
Группа ИСТ, которую связывают с именем миллиардера Александра Несиса и его партнеров, заявила, что вырученные средства будут направлены на «организацию финансирования перспективных инвестиционных проектов — добычи и переработки редкоземельных металлов и производства азотных удобрений».
ИСТ имеет совместное предприятие с компанией «РТ-Глобальные ресурсы» госкорпорации «Ростех», которое создано для добычи и переработки редкоземельных металлов, а также обеспечения российской промышленности высокотехнологичными материалами на их основе. Компании принадлежит лицензия на разработку участка «Буранный» Томторского месторождения редкоземельных металлов, ниобия и скандия в Якутии, которое считается самым крупным и богатым месторождением этих металлов в мире.
На территории портово-промышленной зоны Усть-Луга в Ленинградской области группа ИСТ планирует строительство Балтийского карбамидного завода, который будет производить азотные удобрения годовой мощностью 1 миллион 240 тысяч тонн гранулированного карбамида и 350 тысяч тонн товарного аммиака. Завод проектируется как единый комплекс с портовым терминалом для отгрузки готовой продукции.
В конце апреля 2015 года ОВК провела IPO на Московской бирже, тогда ее 100-процентный собственник ICT Holding сократил свой пакет до 88 процентов, а покупателями 12,22 процента акций стали крупные институциональные и частные инвесторы, среди которых были группа PPF и ОАО «Национальный капитал».
«Объединенная вагонная компания» управляет вагоностроительным заводом в Тихвине (Ленинградская область), мощностью 16 тысяч вагонов и 30 тысяч комплектов вагонного литья, лизинговой компанией Rail 1520, железнодорожным оператором «Восток 1520», инжиниринговым центром и производствами компонентов для подвижного состава. Сейчас в собственности и под управлением ОВК находятся более 24 тысяч вагонов различных типов.