Владельцев «Трансаэро» заподозрили в финансовом обмане

Авиакомпания «Трансаэро» могла несколько лет преднамеренно вводить банки и надзорные органы в заблуждение, манипулируя своей отчетностью при получении кредитов и госгарантий. Такое предположение, как сообщают «Известия», содержится в запросе депутата от фракции «Справедливая Россия» Дмитрия Ушакова, который он направил 16 октября на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина.

Депутат также не исключает вероятности сговора между «Трансаэро» и банками-кредиторами с целью получения необеспеченных займов и преднамеренного доведения компании до банкротства ее менеджментом.

По мнению законодателя, финансовые проблемы у авиакомпании возникли гораздо раньше, чем в 2015 году. Свои выводы депутат основывает на изучении отчетности компании за 2011–2014 годы. В частности, он выделил три ключевых момента, которые могут указывать на мошенничество компании. Первый — это постоянная переоценка бренда компании на протяжении четырех лет, с помощью которой скрывались масштабные убытки и дефицит собственного капитала. Второй — нарушение правил бухгалтерского учета, третий — пересчет финансовых показателей за предыдущие отчетные периоды вразрез с правилами МСФО таким образом, чтобы они играли на руку авиакомпании.

Как следует из запроса, с 2010 по 2014 год стоимость бренда «Трансаэро» увеличилась более чем в 94 раза, с 650 миллионов рублей до 61,3 миллиарда рублей. Это абсолютный рекорд среди российских компаний, говорится в письме. Аудитор «РСМ Русь» в заключении указывает, что не получил достаточных аудиторских доказательств того, что указанная стоимость определялась по текущей рыночной стоимости. Таким образом, аудитор признает невозможность проверить обоснованность данной переоценки товарного знака «Трансаэро», а переоценка не соответствует требованиям действующего законодательства.

В 2014 году произошел наиболее существенный скачок в стоимости нематериальных активов, с 2,1 миллиарда до 61,3 миллиарда рублей. Такое повышение стоимости бренда компании выглядит как способ замаскировать убытки, следует из запроса, «переоценка не соответствует требованиям действующего законодательства».

Совокупный финансовый результат периода за 2014 год вместо 44,65 миллиарда рублей прибыли, без переоценки стоимости брэнда «Трансаэро», составил бы 14,49 миллиарда рублей убытка — отмечается в запросе. Собственный капитал, по данным консолидированной отчетности «Трансаэро», в 2013 году достиг отрицательного значения 19,74 миллиарда рублей. С учетом убытка за 2014 год должен образоваться дефицит собственного капитала свыше 33 миллиардов рублей. Но после дооценки стоимости товарных знаков и синхронном увеличении статьи «резерв переоценки» собственный капитал «Трансаэро» составил не минус, а плюс 33 миллиарда рублей.

Произвольная дооценка стоимости бренда «Трансаэро» может свидетельствовать либо о подлоге и недостоверности бухгалтерской отчетности, либо о попытке менеджмента «Трансаэро» скрыть убытки второй финансовый год подряд, пишет Ушаков.

Все это, по мнению депутата, позволило «Трансаэро» привлекать кредиты и выпускать ценные бумаги, увеличивая собственный капитал.

Ушаков также отмечает, что «Трансаэро» не раз меняла отчетность задним числом, в результате чего существенно изменились размеры отдельных активов и пассивов, а также существенно изменился финансовый результат. Например, в отчетности за 2013 год, основные средства компании за 2013 год составляли более 13 миллиардов рублей, в отчетности за 2014 год этот же показатель предыдущего периода пересчитан в меньшую сторону — до 8 миллиардов рублей. Аналогичная ситуация с «непокрытым убытком» за 2013-й: он вырос с 266 миллионов рублей до 32 миллиардов рублей. Некоторые корректировки были сделаны спустя два года: так, непокрытый убыток 2012 года в 2014 году оказался выше на 15 миллиардов рублей.

Российская частная авиакомпания «Трансаэро» оказалась на грани банкротства из-за невозможности погасить задолженность, составляющую вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Одобренный в сентябре правительством план по передаче 75 процентов акций перевозчика «Аэрофлоту» для последующей санации сорвался. Продажа билетов на рейсы «Трансаэро» остановлена 1 октября. Позднее глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев исключил создание на ее базе другой авиакомпании, все маршруты «Трансаэро» распределят между другими перевозчиками.

Пассажиров авиакомпании продолжат перевозить до 15 декабря.

Обсудить
Все там будем
Почему невозможно уберечься от рака
Кровавое воскресенье 22 января 1905 года«Идиоты говорят, что Россию погубил заговор»
Почему революция 1917 года была неизбежна
«Это было волшебно!»Дефект массы
Как продолжение культовой серии Mass Effect стало одной из худших игр в истории
Старт ракеты с Dream Chaser — кораблем компании Sierra Nevada (в представлении художника)Еще батуты
Как американские компании опережают Россию в сфере пусков ракет
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пластиковый BMW, о котором все забыли
Автомобиль-памятник смелым идеям немецкой компании
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах