По итогам первого полугодия 2015 года Россия располагается в рейтинге европейских рынков торговой недвижимости на третьей позиции. Качественный сток в нашей стране составляет 16,3 миллиона квадратных метров. Такие данные приводятся исследовании международной консалтинговой компании Cushman & Wakefield, которое есть в распоряжении «Дома».
На первое место в рейтинге вышла Франция, где общая площадь качественных торговых центров Франции превысила 17,7 миллиона квадратных метров. На втором месте находится Великобритания, где общая площадь существующих торговых комплексов составляет 17,1 миллиона квадратных метров.
По словам старшего директора и заместителя руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Татьяны Дивиной, Россия лидирует по количеству площадей на стадии реализации. Даже с учетом того, что не все заявленные проекты будут введены в сроки, можно ожидать, что в перспективе российский рынок останется среди лидеров, добавила Дивина.
При этом Россия является крупнейшим рынком торговой недвижимости в Центральной и Восточной Европе (ЦВЕ) — как по существующим помещениям, так и по площадям в проектах. На середину 2015 года суммарная площадь качественных торговых центров в стране составила 16,3 миллиона квадратных метров. На вторую половину 2015 года и на 2016 года ко вводу было заявлено 3,8 миллиона квадратных метров.
На ЦВЕ приходится наибольшая доля торговых площадей, введенных в эксплуатацию в этом году на всем континенте — 78 процентов (1,1 миллиона квадратных метров). Активность на рынке в этом регионе аналитики связывают со строительством новых крупных торговых центров, в то время как в Западной Европе для удовлетворения спроса по большей части расширялись существующие проекты и строились торговые центры малого и среднего размера.
Эксперты отмечают высокий потенциал турецкого рынка. Сейчас в Стамбуле и Анкаре, где зафиксирована самая низкая обеспеченность торговыми площадями на душу населения, при этом здесь ожидается наиболее стремительный рост розничных продаж в следующие несколько лет. Однако экономические и геополитические факторы вынуждают некоторых игроков занимать выжидательную позицию в отношении этих локаций, отмечают эксперты.
Общая площадь качественных торговых центров, построенных в Европе за первое полугодие 2015 года, достигла 1,4 миллиона квадратных метров, к концу 2016 года будут построены 9,7 миллиона квадратных метров дополнительных площадей.
В первой половине текущего года в торговые центры Европы было инвестировано 17,8 миллиарда евро, что на 71 процент больше аналогичного показателя за 2014 год. В рынки Великобритании, Германии и Испании было вложено 7,4 миллиарда евро, что составляет 42 процента от общей суммы инвестиций.
По итогам второго полугодия 2014 года, Россия впервые стала крупнейшим рынком торговой недвижимости Европы, сменив тогда прежде бессменного лидера — Францию.