Вокруг далекого сверхгиганта обнаружена звездная «колыбель»

Астрономы из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики в Кембридже открыли кольцо звездообразования вокруг звезды Саиф, которая находится в созвездии Ориона. Препринт статьи опубликован на сайте arxiv.org.

С помощью космического рентгеновского телескопа XMM-Newton ученые провели наблюдения за двумя областями космического пространства, расположенного вблизи звезды Саиф, или Каппы Ориона. Звезда представляет собой сверхгигант с массой 15 солнц и располагается на расстоянии 650 световых лет от Земли.

Астрофизики обнаружили, что рядом с интересующей их звездой находится 121 источник рентгеновского излучения, которые по своим характеристикам похожи на звезды с планетными дисками, протозвезды и другие молодые звездные объекты. Источники образуют вокруг Каппы Ориона оболочку звездообразования диаметром от 16 до 26 световых лет.

Наблюдения показали, что массивная звезда порождает мощные звездные ветры — потоки вещества, которые сметают межзвездный газ и сжимают его до плотности, достаточной для запуска процессов звездообразования.

Астрономы используют рентгеновское излучение для исследования других космических объектов. Например, космическая обсерватория «Чандра», запущенная в 1999 году, изучает остатки сверхновых, нейтронные звезды и черные дыры. XMM-Newton, который был выведен на орбиту в том же году, проводит наблюдения за галактическими кластерами и сверхмассивными черными дырами в центрах галактик.

«У нас споры решаются на понтах, авторитете и связях»