Падение ВВП России объясняется введенными против страны санкциями лишь на 10 процентов. Об этом в среду, 8 июня, заявил главный экономист Citigroup по России и СНГ Иван Чакаров, передает Rambler News Service.
По его словам, на 90 процентов за негативные процессы отвечает снижение мировых цен на сырье. Он отметил, что кумулятивный эффект от санкций на российскую экономику на текущий момент минимален. В случае их продления до 2019-2020 годов он, однако, может существенно возрасти.
Чакаров также добавил, что и в случае снятия ограничительных мер особо сильного эффекта ждать не приходится. При этом эксперт считает, что влияние на оценку инвесторами российских активов в таком случае будет весьма значительным.
Экономист разделил все санкции в отношении России на три группы. Первая — ограничения для отдельных персон, которые не оказывают влияния на ВВП.
Вторая — финансовые санкции, в результате которых ряд российских компаний и банков лишились доступа на международные рынки. 80 процентов таких предприятий даже в условиях сокращения выручки смогли производить выплаты по внешнему долгу.
Третья группа санкций касается трансферта технологий, в частности, в нефтегазовом секторе. По мнению эксперта, Россия пока не ощутила серьезного влияния этих ограничений, поскольку между открытием месторождения и началом нефте- и газодобычи проходит значительное время. Именно этот сегмент экономики может почувствовать эффект спустя три-четыре года.
Ряд стран, в том числе государства-члены Евросоюза и США, начали вводить санкции против России с марта 2014 года. Правительства этих стран связали необходимость применения ограничительных мер с присоединением Крыма к РФ, а позднее — и с ситуацией на востоке Украины. В ответ Россия ввела в августе 2014 года продовольственное эмбарго.
Крым вошел в состав России после проведенного в марте 2014-го референдума, на котором большинство проголосовавших жителей полуострова высказались за такое решение. Киев и ряд стран Запада признать результаты плебисцита отказались. В Москве отмечают, что процедура присоединения региона соответствовала нормам международного права.