В компании «Роснефть» прокомментировали принятие совместных с «Транснефтью» мер, исключающих загрязнение нефти в процессе ее товарной подготовки.
«Ситуация с транспортировкой сырья, производимого компанией "Роснефть", имеет ряд отличий в силу больших объемов прокачки и направления этих объемов на собственную переработку компании, а также в связи с необходимостью учета качества сырья для российских и европейских НПЗ, на которые поставляется эта нефть, в отличие от других участников рынка, которые реализуют свою продукцию нефтетрейдерам», — говорится в сообщении компании.
«Роснефть» и «Транснефть» осуществляют текущее взаимодействие по всем вопросам, включая урегулирование последствий, связанных с загрязнением нефти в магистральных трубопроводах. В результате этой работы идет урегулирование вопросов, касающихся отдельных партнеров, в частности, Total, PKN Orlen, Shell и др.
В сообщении также отмечается, что сотрудничество компаний носит конструктивный характер. «"Роснефть" и "Транснефть" являются партнерами по целому ряду важных проектов, поддерживают нормальные рабочие отношения и находятся в постоянном тесном взаимодействии», — подчеркивается в сообщении «Роснефти».
В свою очередь генеральный директор ИнфоТЭК Терминал Рустам Танкаев считает, что некоторые вопросы, действительно, урегулированы, однако проблема не решена окончательно. По его словам, «эпопея с грязной нефтью нанесла серьезный коммерческий ущерб российским добычным компаниям и европейским потребителям». «Причем, убытки у всех — отправителей, грузополучателей, нефтепереработчиков — учтены далеко не полностью. О каких убытках идет речь? Это и убытки получателей некондиционного сырья, которые вынуждены были перерабатывать его или отправлять назад, и убытки, связанные с простоем заводов в России и за границей, выходом из строя оборудования, необходимостью получения нефти из других источников с более высокими транспортными расходами и более сложной логистикой. Это и компенсации за срыв контрактных сроков и снижение объемов поставок», — уточняет свою позицию эксперт.
Он также напоминает о том, с какими сложностями столкнулись в 2019 году европейские нефтеперерабатывающие заводы. «НПЗ РСК в городе Шведт (Германия) принял на себя часть загрязненной нефти из трубопровода "Дружба", чтобы обеспечить возможность прокачки качественного сырья. Долгое время завод работал на максимально возможной мощности, однако с учетом ограничений поставок нефти по системе "Дружба", значительные объемы нефти НПЗ получал по логистически сложному маршрутучерез порт Росток. Только это позволило НПЗ удовлетворить потребности рынка Восточной Германии в качественных нефтепродуктах», — рассказывает он.
«Напомню, что тогда возникли большие проблемы с уже отправленной в Европу нефтью», — продолжает эксперт. «Выкачивать ее можно было только через PCK и далее через трубопровод, идущий в Росток. Но он был занят поставками нефти на сам PCK и долгое время не мог обеспечить прокачку загрязненной нефти в порт. Да и покупатели, готовые забрать загрязненную нефть в порту Ростока, не выстраивались в очередь. Все это означало многочисленные простои и перебои, за которые надо платить», — подчеркнул Танкаев.
Как сообщала через два месяца после загрязнения «Дружбы» немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ), нефтеперерабатывающие заводы в Восточной Германии жаловались на загрязненную нефть, поставляемую из Польши. Газета объясняла это тем, что новая нефть, хранящаяся в резервуарах, смешивалась с сырьем из старых партий.
В результате инцидента с «грязной нефтью» Германия столкнулась с дефицитом топлива и вынуждена была открыть госрезервы. Соответственно, европейские потребители активно обсуждали возрождение инфраструктурных проектов для получения альтернативной нефти, говорили о дисконтировании цены Urals в связи с необходимостью хеджировать риски.