Генеральный директор автономной некоммерческой организации «Цифровая экономика» Сергей Плуготаренко рассказал о ситуации на зарубежном IT-рынке.
«Зарубежный IТ-рынок в последнее время демонстрирует тенденции сокращения штата и получаемой прибыли. Аналитики утверждают, что у этого есть несколько причин. Во-первых, время доходов, обусловленных ускорением цифровизации во всех сферах жизни "благодаря" пандемии и локдаунам с акцентом на дистанционные коммуникации, закончилось и наступил макроэкономический кризис. Если еще несколько лет назад у компаний были масштабные возможности и ресурсы для экспериментов, то сегодняшние экономические условия заставляют их изменить вектор и начать смотреть в сторону бизнесов, которые действительно приносят деньги. В связи с этим, целые команды экспериментальных проектов и стартапов, организованные в прибыльный период, были сокращены или вовсе расформированы», — отметил он.
Кроме того, эксперт напомнил, что рост, который был в 2020-2021 годах, остановился.
«Во-вторых, в период бурного роста 2020-2021 годов IТ-гиганты и крупные игроки рынка активно набирали себе сотрудников на все возможные направления и позиции. Сейчас быстрый рост остановился, доходы компаний, даже самых крупных, падают. Об этом свидетельствуют квартальные отчетности компаний. Новые условия рынка и экономическая турбулентность требуют от компаний оптимизации, избавления от излишков и концентрации на профильных направлениях, которые приносят доход», — отметил Плуготаренко.
Он напомнил, что Amazon впервые за 25 лет принял решение о сокращении расходов, вследствие падения продаж и снижения стоимости акций на 33 процента. По словам специалиста, Amazon — далеко не единственная ИТ-компания, которая столкнулась с необходимостью экономии. Осень 2022 года отметилась массовыми сокращениями и сворачиванием проектов со стороны крупнейших игроков глобального ИТ-рынка.
Тенденция сокращений начала приобретать негативный характер и не обошла ведущих игроков рынка — Google, Microsoft или Alphabet, сказал специалист. В январе Amazon заявил, что уволит 18 тысяч сотрудников (1,2 процента штата), а Microsoft — десять тысяч сотрудников. Россия видит ситуацию на мировом рынке и, по словам премьер-министра Михаила Мишустина, открыта для иностранных специалистов в IТ-сфере, напомнил он.
«Уход зарубежных компаний и площадок с российского рынка стал вызовом для российской ИТ-отрасли. Но, как я уже неоднократно подчеркивал, любой кризис как прививка для отрасли — делает ее сильнее и открывает новые возможности для развития. Безусловно, первая половина 2022 года принесла для игроков ИТ-рынка и пользователей много трудностей. Одни лишились технического инвентаря, другие потеряли возможность свободного доступа к привычным рекламным инструментам. Насколько тяжело проходит перестройка, видно по показателям таких сегментов интернет-экономики, как маркетинг и реклама и цифровой контент. По оценкам РАЭК, сегмент маркетинга и рекламы по итогам 2022 года потеряет десять процентов своего объема, а сегмент цифрового контента упадет на 25 процентов. Вместе с тем, вторая половина 2022 года показала, что российский пользователь готов поддерживать отечественного производителя и продукты, количество пользователей российских сервисов продолжило расти также быстро, как и предложения новых ИТ-решений и форматов», — сказал он.
Плуготаренко отметил, что все меньше российских пользователей стали заходить в западные социальные сети. По его словам, это обусловлено не только существующими ограничениями, но и большим потоком негативного контента и фейковых новостных материалов.
«Важно понимать, что аудиторию нельзя было потерять, уходя с зарубежных площадок, она должна была куда-то прийти. Российские разработчики отлично среагировали на сформировавшийся спрос — занялись обновлением существующих инструментов и сервисов, начали предлагать новые решения и разработки в качестве аналогов зарубежным. Фактически, негативные прогнозы аналитиков, которые были озвучены в первой половине 2022 года, были поставлены под вопрос. Российская ИТ-отрасль смогла адаптироваться к новым условиям и уход западных сервисов стал лишь катализатором для более быстрого развития отечественных продуктов», — сказал он.