На проходящей в Москве XII Ближневосточной конференции специалисты обсудили энергетическую повестку. Модератор сессии «Ключевые тренды в области энергетики: ОПЕК+, роль России, переформатирование мирового рынка» генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов отметил, что сотрудничество России со странами Ближнего Востока в энергетической сфере — это важная сфера взаимоотношений, а сотрудничество в рамках ОПЕК+ является для нашей страны очень важным и значимым.
При этом Россия первой столкнулась с ценовым порогом на нефть, но неплохо реагирует на введенные ограничения, однако в короткие сроки нет возможности заместить весь объем добываемой нефти, отметили на конференции. Когда в 2020 году ОПЕК+ решил сократить квоты по добыче нефти, Россия была очень воодушевлена, в частности потому, что увидела отношение стран региона к США, подчеркнули эксперты.
Профессор факультета политологии Университета Кувейта Хайла Аль-Мекаими назвала три основных аспекта для анализа энергетических рынков и перспектив их развития: энергетический рынок сам по себе, глобальная экономика, а также геополитика и геоэкономика. По ее мнению, энергетический рынок изначально нестабилен но страны ОПЕК и ОПЕК+ вложили много усилий в стабилизацию рынка.
«Страны Персидского залива настроены на сохранение баланса в своей политике, в том числе по отношению к украинскому кризису, и на сохранение стабильности энергетического рынка. Однако, отношения России со странами Персидского залива не ограничиваются энергетическим рынком», — добавила она.
Первый заместитель министра энергетики Российской Федерации Павел Сорокин считает, что причина волатильности цен на нефть в 2022 году была рукотворной, что это искусственно созданная неэффективность. При этом наблюдается сокращение инвестиций в традиционные области энергетики — газ, нефть и уголь, хотя потребность в традиционных энергоресурсах, напротив, растет, отметил он. По его словам, регулирование цен и санкции могут быть применены против любого, поэтому у каждого производителя должна быть альтернатива.
«На плечи ОПЕК+ сейчас ложится миссия по обеспечению достаточного производства энергии на ближайшие 15-20 лет», — утверждает Павел Сорокин.
По мнению старшего научного сотрудника Королевского колледжа Лондона Мохаммеда Ихсана, конфликт на Украине изменил очень многое. Произошли изменения в глобализации и формах международного сотрудничества.
«Этот конфликт стал зеркальным отражением того, что происходит в мире: мы стали видеть сильные и слабые стороны каждого. Ближний Восток не то, чтобы поддерживает Россию, но он защищает себя. Западными странами это трактуется как поддержка. Происходит переформатирование мира — альянсов, энергетических блоков», — отметил он.
Также он считает, что действия НАТО по отношению к России неприемлемы, а расширение НАТО на Восток не должно продолжаться.
Положение ОПЕК+ в международном энергетическом балансе зависит от того, какое место занимает нефть среди других источников энергии, отметили на конференции. Нефть занимает около 29 процентов. Такая ситуация сохранится в будущем, вплоть до 2050 года, — тогда будет 24 процента. Группа ОПЕК+ сохранит свое место в мировом энергетическом балансе, прогнозирует старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований (Саудовская-Аравия) Абдулла Аль-Фарадж. Также он считает, что роль стран ОПЕК+ в стабилизации мирового нефтяного рынка очень велика.
Президент Института энергетики и финансов Марсель Салихов напомнил, что Россию часто обвиняли в том, что она использует «энергетическое оружие», но при этом сейчас страны Запада используют против России не только «энергетическое оружие», но и весь возможный спектр: санкции, эмбарго, национализацию активов и прочее. Это делается с надеждой на то, что российские нефтяная и газовая отрасли сильно пострадают, отметил он. Но при этом он отметил, что потолок цен солидаризирует страны ОПЕК+, поскольку государства думают, что в любой момент могут оказаться следующими неугодными, и соответственно прорабатывают варианты возможной защиты.