«Мировая практика, и наш собственный опыт показывают, что к катастрофам приводит сочетание ряда факторов, которые не были учтены, а некоторые из них и невозможно учесть», — отметил главный исполнительный директор компании «Роснефть» Игорь Сечин, выступая с ключевым докладом на Энергетической панели в рамках XXVI Петербургского международного экономического форума.
К фундаментальным причинам добавляется цепочка непредвиденных обстоятельств, пояснил он. «Таким же неучтенным фактором при запущенном уже падении глобальных рынков мог бы, и еще может стать, дефолт США», - сказал Сечин.
В качестве примера он привел крупнейшие техногенные катастрофы современности. Он напомнил, что на АЭС Фукусима-1 проектом General Electric была предусмотрена надежная сейсмическая защита, но не был учтен фактор цунами — хотя станция находится на берегу океана. «Этот опыт приходит задним числом — нельзя размещать такие объекты на побережье в сейсмических зонах», — подчеркнул Игорь Сечин.
Другой пример — авария на Саяно-Шушенской ГЭС. Риск разрушения плотины возник из-за паводка, последовавшего вслед за набором вибраций и гидроударом. «Нам удалось построить водоотводный тоннель и систему гашения скорости воды объемом в две Ниагары (успели ввести буквально за несколько дней до начала паводка). Страшное время было», — рассказал Сечин, который в 2009 году в должности курирующего ТЭК вице-премьера правительства РФ возглавил правительственную комиссию по восстановлению ГЭС.